header

Понедельник, Сентябрь 25, 2017
 
Рейтинг:   / 24
ПлохоОтлично 

Русский язык.  4 класс

Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу.

I. Самоопределение в учебной деятельности.

Наша задача сегодня на уроке быть внимательными, собранными, зря не терять время, как можно больше упражняться.

- У меня на доске записаны словосочетания слов. Прочитайте их.

Валится из рук

Как без рук

Легкая рука

Мастер на все руки

Не покладая рук

Подать руку.

- Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы)

- Как мы сегодня будем работать? (не покладая рук)

- А что мы должны сделать, если товарищ ошибется? (подать руку)

 

- Поставьте этот глагол  подать в форму прошедшего времени, 3 лица.

Он подал

Она подала

Они подали

- Произносите эти слова правильно.

П. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

ть те ет чь ит ти ешь

- Что вы можете сказать о сочетаниях этих букв?

- Что общего?

- На какие две группы можно разбить эти сочетания?

- По каким признакам мы отличаем глаголы от других частей речи?

- Какие постоянные признаки имеют глаголы?

- Как определить спряжение глагола?

- Как изменяются глаголы?

- Какова роль глаголов в нашей речи?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами продолжим разговор? (о глаголе)

Работа над предложением.

Прочитайте четверостишие, записанное на доске.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(А. Н. Толстой)

- Какие красочные образные выражения употребил автор в этом четверостишии?

-   Для   чего   нам   в   речи   нужны   образные   выражения?   (делают   описание   ярким, выразительным)

-  А что такое лазурь? (Лазурь - светло-синяя краска; в лазури - в синеве неба, в сией краске неба)

- Найдите глаголы.

- На какие две группы их можно разбить? (прошедшее время и настоящее, с приставкой и без)

- А что значит «лес зардел»?

- Найдите синонимы к слову «зардел» и запишите их (покраснел, зарумянился)

- В прямом или переносном значении автор употребил глагол «зардел»?

- Человек тоже может краснеть. Скажите, а когда люди краснеют? (от стыда, волнения)

- Подберите антоним к слову «покраснел», (побледнел, побелел)

- А когда люди бледнеют? (от страха, боли)

- А еще какой цвет может принимать человек и от чего? (синеть от холода, позеленеть от злости, зависти, почернеть от горя)

- Запишите красиво это четверостишие и сделайте синтаксический разбор.

Обобщение знаний о глаголе.

-   Сейчас я вам причитаю небольшой рассказ, а вы определите, в каком времени употреблены глаголы.

Нахмурилось небо. Налетела первая гроза. Полил землю теплый весенний дождь. Он сразу смыл последний снег в лесу. Наступили прекрасные деньки.

(в прошедшем)

- Как догадались? ( л, вопросы)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по числам, родам)

- От чего зависит род глагола в прошедшем времени? (от существительного, с которым глагол связан)

- А еще как можно определить род? (по окончанию)

- Запишем эти глаголы, (нахмурилось, налетела, полил, смыл, наступили)

- Что смело можем выделить? (суффикс л)

- Выделите теперь окончание и по окончанию определите род глаголов.

- А какой глагол здесь может быть лишним и почему? (нахмурилось)

- Как вы догадались, что это глагол возвратной формы? (суффикс ся)

- Чем интересен этот суффикс? (всегда стоит на конце слова)

- А после какой части слова может стоять этот суффикс? (после суффикса и окончания)

- А входит ли этот суффикс в основу? (входит)

(на доске схемы)

 

 

 

 

- Что можно сказать об этих глаголах? (это глаголы возвратной формы в неопределенной форме и настоящем времени)

 

 

 

 

- Определите по схемам к каким частям речи относятся эти слова.

- Слов какой части речи здесь больше? (глаголов)

- Приведите примеры глаголов.

- Мы сегодня будем упражняться в разборе глаголов по составу.

- Как называется этот разбор красиво? (морфемный)

- Что такое морфема? (часть слова)

III.Работа над новой темой.

Работа по учебнику с. 153 упр. 264.

- Почитайте.

- Вставьте пропущенные окончания и объясните.

- Выпишем глагол «роняет».

- В какой форме он стоит?

- Выделите окончание.

- Теперь поставьте глагол в неопределенную форму.

- Выделите глагольный суффикс перед ть.

- Подберите родственные слова других частей речи.

- Выделите корень.

- Что же нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу? стр. 154

- Прочитайте порядок разбора глагола по составу.

- Давайте по схемам определим, в какой форме стоят глаголы и к каждой схеме подберем слово.

-  Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить в какой он форме?

- Почему удобнее начинать разбор глагола с «конца»?

IV. Самостоятельная работа.

1.   Упр. 267 (с проверкой)

2.   Самостоятельная работа по карточкам (карточки сдаем).

V. Домашнее задание.

Подобрать фразеологизмы со словом «рука». Упр.  167 (к каждой схеме придумать слова).

VI.Итог урока.

У вас нет прав для создания комментариев.