header

Понедельник, Октябрь 23, 2017
 
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Арт-терапия  как средство интеграции в школе для детей с нарушением слуха

Е.Ю.Грачева , учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская школа – интернат  им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»

 

Интеграция – это сложнейший процесс. Термин интеграция имеет многозначительные трактовки. Мне ближе определение М.И. Никитиной в котором говорится что под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике необходимо понимать процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования. А под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и психологические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов специалистов».

Говоря об интеграции должны помнить: ребёнок должен получить максимальную реабилитацию, которая ему необходима. Необходимо правильно сочетать реабилитацию и социализацию. И должно быть закреплено за родителями и детьми право на выбор учебного заведения специального или интегративного или специального с элементами интеграции-инклюзии. 

В школе I-II вида Е.Г. Ласточкиной (название школы до 2015 года) я работаю с 1999 года. И была удивлена. Как хорошо дети выступают на сцене. Меня заинтересовал вопрос, можно ли обучать детей с нарушением слуха игре на инструменте, как они интонируют, смогут ли они петь? Чем я и решила заняться.

     Первые знания, которые я получила о музыкальных возможностях детей с нарушением слуха, стала книга И.С.Белик «Музыка против глухоты».

Был открыт музыкальный класс для детей с нарушением слуха при Малой Академии искусств г.Казани.  МАкИ представлена была  двумя отделениями -  художественным и музыкальным.  Которые с успехом развивали творческие способности детей, их уверенность в своих возможностях.  И расширяли горизонты представлений об окружающем мире. Для музыкального класса была создана программа с первого по третий класс по изучаемым предметам.

Актуальность заключается в том, что музыкальные занятия имеют большое значение в обучении, развитии и воспитании детей с нарушением слуха и является хорошим интегрирующим фактором в социально-культурную среду.

Музыка как вид искусства весьма глубоко по своему содержанию и часто соприкасаются с другими видами: (народным творчеством, хореографией, живописью, театром) поэтому целью программы «Музыкальная азбука» является: приобщение детей с нарушением слуха к мировой культуре.

Гипотеза основана на предположении, что занятия по программе «Музыкальная азбука» будет способствовать развитию ребёнка с нарушением слуха способного к самостоятельной познавательной деятельности в области культуры и искусства.

В соответствии с проблемой, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены задачи:

  1.                              Проанализировать научную литературу по данной проблеме.
  2.                              Разработать специальные механизмы развития интереса ребёнка с нарушением слуха к изучаемым темам.
  3.                              Определить направления развивающие познавательные способности детей с нарушением слуха.
  4.               Шумы и музыкальные звуки
  5.               Музыка и литература
  6.               Музыкальные инструменты
  7.               Композитор и слушатель
  8.               Что такое искусство
  9.               Музыкальные законы
  10.               Музыка разных народов
  11.               Программная музыка
  12.               Искусство Казанской земли
  13.               Искусство на землях бывшего Казанского ханства(XVI-XX вв.)
  14.               Детский русский фольклор
  15.               Игровой фольклор «Мы играем и поём» (повторение и разучивание игр)
  16.               Передать в доступной форме сложные теоретические сведения
  17.               Закрепление теоретических сведений практическими занятиями
  18.               Прослушивание с помощью специальных технических средств музыкального материала
  19.               Разучивание небольших теоретических заданий и музыкальных фрагментов
  20.               Развитие творческих возможностей учеников
  21.               Знакомство детей с разнообразным миром искусства.
  22.                     Бейнер Т., Белобородова В., Тилевич А. Музыка 3 класс. – М.: Музыка, 1983.
  23.                    Брянцева В. Мифы древней Греции и музыка. – М.: Музыка 1988.
  24.                    Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л.: Музыка, 1986.
  25.                    Белик И.С. Музыка против глухоты. - М.: Владос 2000.
  26.                    Викторов В. Чтобы утро было добрым. – М.: Детская литература, 1983.
  27.                    Власова Т.М, Пфаффенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература 1997.
  28.               Зильберман М. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
  29.                    История русской музыки II ч. – М.: Музыка, 1986.
  30.                    Из прошлого советской музыкальной культуры. Выпуск 2. – М.: Советский композитор, 1976.
  31.                Казань времен связующая нить. – Казань., 2000.
  32.                К вопросу об интерпретации понятий музыка и музыкальное воспитание. Сост. Грачева Е. Ю. – Казань, Казанский государственный университет культуры и искусства 2004.
  33.                Музыкальная литература 1 год обучения. – Л.: Музыка, 1970.
  34.                Музыкальная литература для IV класса /В. Владимиров, А. Лагутин.- М.: Музыка, 1992.
  35.                Музыка и ты №3 – М.: Советский композитор, 1983.
  36.                Музыка и ты №3 (альманах для школьника). – М.: Советский композитор, 1983.

Современная образовательно–коррекционная работа обеспечивает реализацию права детей на образование, разностороннее их развитие, что имеет большое значение для социальной адаптации и интеграции их в общество.

Важно отметить, что ребёнок имеющий нарушение слуха, может достигнуть того же уровня развития, что и нормально слышащий ребёнок, но происходит это с помощью специальных способов и средств.

В данной программе представлен учебный материал по возможности доступным языком (простым, но достаточно профессиональным). Программа знакомит учащихся с азами музыкального языка, музыкальными жанрами, фольклором, музыкальными инструментами. Дети получат информацию о музыкальных произведениях, композиторах, смогут сами заняться творчеством как начинающие исполнители и композиторы.

В программе отображен огромный объём сведений в приемлемой, для детей с нарушением слуха. В ней есть музыкальный, картинный материал в помощь теоретическим сведениям. Педагоги могут использовать как данные сведения, так и сведения из своего накопленного опыта, что никак не помешает работе, а только качественно улучшит её. Педагог должен проявлять свой творческий потенциал, нельзя его ограничивать рамками представленного материала. Программа написана для детей с нарушением слуха, что предполагает использование специальных средств обучения. Это дактильная азбука, жестовая речь, специальная звукоусиливающая аппаратура, индивидуальный слуховой аппарат.

 Программа разработана для 1го, 2го, 3его, классов. «Музыкальная азбука» состоит из следующих разделов:

Программа для 1го класса:

Темы:

Программа для 2го класса

Темы:

Программа для 3его класса

Темы:

Программа очень насыщенна как теоретическим материалом, так и практическими заданиями. Обратим внимание на 4ую четверть 3его класса, которая полностью практическая, где можно использовать как русский, так и татарский фольклор, что вызовет ещё больший интерес у учащихся.

Для создания этой программы была использована литература различных авторов, было проработано большое количество практического и теоретического материала, чтобы как можно полнее представить «Музыкальную азбуку» для маленьких учеников.

Цель программы: приобщение детей с нарушением слуха к мировой культуре.

Первое знакомство детей с нарушением слуха с богатейшим миром музыки происходит через выполнение задач которые мы ставим перед собой.

Задачи:

Достижение цели с помощью поставленных задач имеет свои трудности, но возможно, что подтверждает эта программа апробированная в течении 3ёх лет. Главное заинтересовать детей, а это в наших силах!

«Музыкальная азбука» - это огромный мир, который открывается для детей с проблемами слуха. Направление нашей работы — развитие и формирование богатого внутреннего мира, самосознания как цельной личности в огромном мире людей, осознания своей неповторимости, своих больших возможностей, приобщения к достижениям цивилизации в области музыки, живописи и других видов искусств. Возможность обретённых знаний и умений использовать на пользу людям. Изучая различные направления в искусстве, узнавая всё новую информацию о глухих музыкантах, дети с нарушением слуха, придает силы и уверенности в своих возможностях, и приобретают желание всё больше узнать, больше выучить. Что вызывает потребность к познанию всего нового как можно больше.

Выступая на концертах как перед своими товарищами, на фестивалях, на концертах пред абсолютно незаинтересованной публикой дети с огромным удовольствием показывают свои возможности, получают огромное удовольствие от самих выступлений, оттого, что другим людям приносят радость. Эти выступления придают детям силы, уверенность в своих возможностях, свою необходимость в обществе. При этом развивается кругозор детей, общие знания об окружающем мире развивается эмоционально - волевая сторона личности.

Занятия музыкой и другими искусствами осуществляют межличностную компенсацию выполнения несвойственных ранее функций. Так как всегда считалось, что для детей с нарушением слуха недоступны две сферы — это ораторское искусство и музыка. Занятия опыт выступлений, накопленный нашими детьми в течение шести лет, утверждает, что занятия музыкой возможно и необходимо детям с нарушением слуха. Компенсаторные возможности детей с нарушением слуха невероятно огромные. Если с ними работают специалисты, занимаются по специальной программе, используя специальные методики и технологии, учитывая дефект. Но главное знать, что эти дети могут всё, помня о их огромном творческом потенциале, который наша работа направлена раскрыть и развить.

      Сейчас очень много говорят о здоровье детей и населении в целом. Зачастую забывая о духовном здоровье. А именно через искусство: музыку, живопись, хореографию, театр можно воспитывать духовно здоровых детей.

      Через рисунки детей мы можем увидеть многое. По ним можно проследить динамику развития внутреннего состояния ребенка, воображения, чувство цвета, желание передать свои мысли на бумаге. Учитель помогает все это воспроизвести.

       Что же происходит в музыкальном классе? Музыкальный класс активно участвует в жизни школы. Через знакомство с музыкой: игре на инструменте, знакомство с нотной грамотой, достижениями мировой музыкальной культуры, вокальные произведения. Свои достижения показываем на российских, республиканских, городских, районных фестивалях. В 2009 году мы получили кубок победителя фестиваля-конкурса «Добрая песня России», проводившийся в городе Самара. Там мы выступали на одной площадке со школами искусств и музыкальными школами городов России.

      Наши родители часто встречаются с проблемой куда обратиться, чтобы ребенок мог развивать свои артистические способности, да и какие-нибудь другие, чтобы в дальнейшем получить специальность, связанную с искусством (фотографии, живописи, дизайна и т.д.). И получить грамотную поддержку, как ребенку, так и родителю.  Иногда грамотные рекомендации необходимы и  учителю для понимания особенностей конкретного ребенка.  

      И если мы говорим серьезно об интегрированном образовании – эта проблема возникнет особенно остро. И возникнет необходимость в реабилитационных центрах не только медицинских, для физических недугов, но и центров для реабилитации душевных переживаний. Так как через искусство можно создать программу успешности ребенка. Его уверенности в себе, в необходимости в этом обществе. Показать, что он не один с таким недугом, и что он такая же личность, как и все люди. Ребенок должен быть подготовлен к тому, что у него могут возникнуть проблемы, которые он должен преодолеть.                                     

      Я по своему опыту знаю, что если ребенок с тугоухостью попадает в коллектив слышащих людей, объединенных одним делом, то этот ребенок должен обладать умениями и знаниями лучшими и большими, так как иначе он будет себя чувствовать потерянным. Именно для этого нужны арт-терапевтические центры, которые подготовят детей к серьезной работе в музыкальном коллективе, хореографическом, театральном. Такой опыт и положительный и отрицательный имеется у нас в школе. Проблемы существуют, но их надо и можно решать помогая, а не бросая наших детей в сложной жизненной ситуации.  

Спорт, искусство, театр, техническое творчество – это те сферы, где дети с особыми потребностями и дети с нормой развития могут сотрудничать, даже соревноваться. Интеграция в сфере спорта, искусства, театра, технического творчества помогает понять детям с ограниченными возможностями и с нормой развития, их равную значимость и равноценность в обществе.

Литература

  1.                     Бейнер Т., Белобородова В., Тилевич А. Музыка 3 класс. – М.: Музыка, 1983.
  2.                    Брянцева В. Мифы древней Греции и музыка. – М.: Музыка 1988.
  3.                    Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л.: Музыка, 1986.
  4.                    Белик И.С. Музыка против глухоты. - М.: Владос 2000.
  5.                    Викторов В. Чтобы утро было добрым. – М.: Детская литература, 1983.
  6.                    Власова Т.М, Пфаффенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература 1997.
  7.               Зильберман М. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
  8.                    История русской музыки II ч. – М.: Музыка, 1986.
  9.                    Из прошлого советской музыкальной культуры. Выпуск 2. – М.: Советский композитор, 1976.
  10.                Казань времен связующая нить. – Казань., 2000.
  11.                К вопросу об интерпретации понятий музыка и музыкальное воспитание. Сост. Грачева Е. Ю. – Казань, Казанский государственный университет культуры и искусства 2004.
  12.                Музыкальная литература 1 год обучения. – Л.: Музыка, 1970.
  13.                Музыкальная литература для IV класса /В. Владимиров, А. Лагутин.- М.: Музыка, 1992.
  14.                Музыка и ты №3 – М.: Советский композитор, 1983.
  1.                Музыка и ты №3 (альманах для школьника). – М.: Советский композитор, 1983.

У вас нет прав для создания комментариев.