header

Понедельник, Сентябрь 25, 2017
 
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обу­чающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразова­тельная школа № 8 VIII вида г. Лабинска Краснодарского края

 

 

 

КЛУБНЫЙ ЧАС

 

«Животный мир в произведениях Б.С.Житкова»

Подготовила и провела

Учитель Скорик О. В.

 

г. Лабинск

Цель: Познакомить с творчеством Б.С.Житкова. Раскрыть детям поэтичность и увлекательность рассказов о животных. Расширять кругозор детей.

Оборудование: портрет писателя, рисунки с изображением животных, таблички с цифрами, таблица «Рассказы Б. С. Житкова о животных».

Литература: Для учителя: Житков Б. Что я видел. Л.: Детская литература, 1979 Начальная школа. 1999. №1 Различные издания детских книг Б. Житкова.

Для детей: различные издания книг Житкова о животных.

Ход клубного часа.

1. Сообщение темы и цели клубного часа.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире рассказов о животных Бориса Степановича Житкова. Краткая биографическая справка о Б. Житкове.

Родился Б.С. Житков 12 сентября (по новому стилю)1882года в Новгороде. Отец был преподавателем математики в земской учительской школе. Мать была женщиной образованной, доброй, отзывчивой. В 1888году Житковы переезжают в Петербург, а 2 года спустя в Одессу. После окончания гимназии в 1900году Борис Житков поступил на математический факультет Новороссийского университета. В начале лета 1906 года сдает госэкзамены и участвует в экспедиции по исследованию низовьев Енисея. В октябре он снова студент, но уже Петербургского политехнического института. Летом едет на практику в Данию, где работает слесарем, токарем, отправляется в плаванье в качестве штурмана. Следующая командировка в Архангельск. Приходилось работать в Англии, Франции. В 1923 году уезжает в Петербург. Здесь встречает школьного товарища Чуковского, часто бывает у него в гостях , рассказывает детям случаи из морской жизни, а те слушают с небывалым вниманием. Корней Иванович предлагает ему написать книгу для детей. В 1934году писатель переезжает в Москву. Он попеременно живет то в Москве, то в Петербурге. Работает в разных журналах, пишет рассказы для детей, романы, пьесы, статьи. Но болезнь рано свалила этого замечательного человека. В детской литературе Житков проработал 14лет и 9 месяцев.

2. Беседа у книжной выставки.

- Какие рассказы о животных вы нашли и прочитали?

-О каких животных прочитали? (Каждый ученик показывает свои книги и говорит, о каких животных читал. Воспитатель обращает внимание на то, что рассказы могут быть одинаковые, а издания книг разные).

- В каких рассказах говорится о птицах? («Галка»).

- В каких рассказах – о зверях? («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста», «Медведь», «Волк»).

- А про каких животных написано несколько книг и отдельных рассказов? (Про слона. «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», «Как слон купался», «Какие слоны умные» и другие рассказы).

- Я вас познакомлю с книгой - сборником «Что я видел», где есть глава «Как мы ездили в зоосад». В этой главе рассказывается о различных животных, которые находятся в зоопарке.

-О каких домашних животных вы прочитали?

- О кошке, овцах, лошадях.

Задание: Найдите в книге, кто из художников иллюстрировал рассказы.

Игра «Узнай по описанию животное».

Я буду зачитывать отрывок о животных из рассказов Житкова, а вы определите, о ком идет речь.

1. « …У нее лицо очень смешное, потому что у нее нос очень маленький, а рот шаром идет вперед. А кругом лица волосы. Как будто все борода» (Орангутанг. «Большая обезьяна орангутанг»).

                     2. «Он хвост поставил кругом, и на хвосте - синие кружочки с золотым и зелененьким. А сам … блестит. Он синий и блестит, как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненьки перышки, как иголочки с шишечками. И все они в ряд стоят» (Павлин. «Павлин – самый красивый»).

3. Он длинный, на нем колючие шишки. А потом он вдруг стал рот открывать: тихонько – тихонько. А у него там зубы. Они там как гвозди, и их там много – много. И они, очень колючие. И большие». ( Крокодил. «Как Люба крокодила боялась»).

4. « У нее очень длинные задние ноги. Прямо как у зайчика…А передние лапки , как ручки. Очень маленькие. А потом у не очень большой хвост. …. А кармашка на животе не видно…» (Кенгуру. «Кенгуру» ).

5. «…А там на длинных ногах стоял…. У него снизу длинные ноги, а потом он сам, а потом наверх идет шея. Длинная – предлинная. И на шее голова. …У него там (на ногах) три пальца с когтями, и очень толстые. Он ступает и стучит прямо как лошадь» (Страус. «Самая большая птица»).

3. Работа по таблице «Рассказы Б.С. Житкова о животных».

1). Посмотрите на таблицу. Найдите там книги, которые вы принесли на занятие. А теперь посмотрим, каких книг из перечисленных в таблице, у вас нет. (Ребята рассматривают таблицу и отвечают).

2). Рассмотрите иллюстрации на таблице. Давайте определим, к каким рассказам о животных они относятся? («Галка», «Беспризорная кошка», «Про обезьянку», «Про слона», «Мангуста»).

3). Прочитайте заглавие каждого рассказа. Найдите отрывок из текста, данного на таблице и прочитайте его.

4). Как можно назвать книжку, если собрать в нее все данные рассказы? Что можно нарисовать на обложке?

Задание на дом: проведем конкурс обложек – самоделок.

Беседа по прочитанным произведениям.

- Какой из прочитанных вами рассказов показался самым веселым? Почему?

- А самым грустным?

-Из какого рассказа узнали что-то новое для себя?

- В каком рассказе вам встретилось много юмора?

- Кто из героев вам показался неприятным?

-О каком животном хотите рассказать?

- Как вы думаете, почему так интересно писал Житков о животных? (Хорошо знал повадки животных, сам был очень любознательный).

Игра «Звездный час» по произведениям о животных.

1 2 3 4 Слон. Галка. Волк. Обезьяна.

5 6 7 8 Мангуста. Медведь. Собака. Лось.

1. Какое животное забрело к колхознику прямо во двор, чтобы украсть скотину? ( 3 ).

2.За каким животным охотился охотник – тунгус, а убил медведя?( 8 )

3.Какое животное помогает заготавливать дрова? ( 1).

4.От какого животного пришлось убегать собаке? (4)

5. Кто из животных был главным врагом обезьянки? ( 0 ) кот.

6.От какого животного кот Васька прятался? ( 5 )

7. Из – за какого животного поссорились сестра с братом? ( 2 )

4. Подведение итогов.

Рассказы Б. С. Житкова дают богатый познавательный материал. Взять хотя бы рассказы о слонах. Здесь и география, и быт далекой страны, и жизнь животных, и природа. Все это дает нам толчок к мыслительной деятельности. Я советую вам прочитать рассказы Житкова не только о животных, но и о людях труда, о различных профессиях, технике, о морских приключениях, сказки.

       Стихотворение ученика под влиянием урока:

Вот козел соседский Степка,

подойдешь - получишь трепку.

Лучше ты его не трогай,

обойди другой дорогой.

Ведь на то он и козел,

что бывает очень зол.

У вас нет прав для создания комментариев.