header

Понедельник, Сентябрь 25, 2017
 
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 15»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести»

Методическая разработка занятия по литературе комбинированного типа

для групп 1 курса НПО и СПО

 

выполнил преподаватель русского языка и литературы

Жданова Оксана Валерьевна

 

2014г.

Тема урока: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести»

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: доска, текст повестей, раздаточный материал.

 

Методическое обоснование темы урока

  1.      Ступень общего образования
  2.      Курс русской литературы
  3.      Курс: первый
  4.      Место в учебной теме: первый урок, посвященный изучению творчества Н.В. Гоголя
  5.      Составлено согласно ФГОС III поколения
  6. 1.     Организационный момент.
  7. 2.     Вступительное слово преподавателя:

Развёрнутая целевая установка урока

Цель

Создать основу для дальнейшей работы с творчеством Гоголя; выявить особенности изображения картин петербургской жизни в произведениях Н.В. Гоголя на примере повести «Портрет»; проанализировать образы главных героев повестей; выяснить отношение к ним автора.

Задачи

Образовательные

- изучить литературный источник;

- развивать умение анализировать прозаическое произведение;
Развивающие

- развить навыки работы с текстом;

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

- развить аналитические навыки (сравнение, обобщение).

Воспитательные

- воспитать интерес к литературе;

- воспитать эстетический вкус, высокие нравственные качества, обратить внимание учащихся на взаимодействие различных видов искусств;
- Показать «вечность» образов и тем творчества Гоголя и его современность

Оформление доски: тема, цели, эпиграф:

 

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин

Ход урока

 

Сегодняшнее наше занятие посвящено повторению творчества Н.В. Гоголя  и изучению нового материала. А именно, работе с циклом «Петербургские повести».

     3. Работа с новым материалом:

1) Для начала выслушаем рассказ о его жизни Гоголя, полной мистики и загадочности (доклад учащегося на тему биографии Гоголя).

2) Теперь проведем словарную работу, уточнив значения слов, которые понадобятся нам для дальнейшей работы и более глубокого освоения материала (на доске записаны термины, учащиеся записывают в тетради их значения).

Словарная работа:

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Гипербола —  разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»)

Гротеск —  изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Сарказм   презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

Теперь обратим пристальное внимание на понятие «литературный цикл» и его особенности:

Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

 4. Самостоятельная работа с учебным материалом.

Задание: составьте конспект учебного материала, отвечая на вопросы:

1) особенности сборника «Арабески»;

2) философско-эстетичёские взгляды Гоголя;

3) основные циклообразующие мотивы сборника «Петербургские повести» на примере повести «Портрет».

Примерный материал для работы:

«Арабески» — третий гоголевский сборник. Помимо трех повестей: «Портрета», «Невского проспекта» и «Записок сумасшедшего», отрывков из исторического романа, сюда входят исторические и географические статьи Гоголя и статьи об искусстве. Гоголь видел пестроту сборника, называл его «всякой всячиной», «сумбуром». «Сумбурность» «Арабесок» как бы отражает пестроту и многообразие действительности. Универсализм художественного изображения поднят здесь на новую высоту. При отсутствии внешнего единства «Арабески» обладают единством идейно-художественного замысла: содержание сборника развертывается в трех направлениях: история, искусство, современная действительность. Философско-эстетичёские взгляды Гоголя I половины 30-х годов обнаруживают связь с романтической эстетикой. Он придает искусству исключительное значение в жизни общества. Статьи  «Арабесок» вместе с написанной ранее статьей о «Борисе Годунове» Пушкина выражают восторженное поклонение искусству. У Гоголя не критические «разборы», а своеобразные этюды-фантазии, где непосредственно выражается эстетическое переживание, создается образ лирического «я», раскрывается энтузиастический романтический мир. Гоголь противопоставляет разрушительным антигуманным процессам буржуазно-дворянской действительности сближающую, объединяющую силу искусства: подлинный художник пробуждает в душе другого человека «тайные струны», и родственные души «отыскивают друг друга, несмотря ни на какие разделяющие их бездны».

Гоголь был энциклопедически широк в своих эстетических интересах. Он писал не только о литературе, но и об архитектуре, скульптуре, живописи, музыке. В архитектуре эстетическому идеалу Гоголя наиболее отвечала готика. Оценивая средние века как эпоху яркую, крупную, Гоголь пишет, что ее «энтузиазм и энергия» выразились в «изумительных», «колоссальных» сооружениях. Современный же век «кипящей меркантильности» способен создать лишь унылую правильность, монотонность в архитектуре. Вместе с тем он мечтает о прекрасных городах будущего, о «веселых, светлых жилищах людей».

Сложность эстетических воззрений Гоголя в том, что романтическое в них органически включает в себя просветительское. Абсолютизация искусства соединяется с пониманием его как действенного средства нравственного совершенствования человека. «Сплав» разных традиций проявился в статье «Скульптура, живопись и музыка». Подобно романтикам, Гоголь возвышает музыку как самое одухотворенное из искусств, но по-другому понимает ее назначение. Пробуждая человеческое в человеке, музыка призвана спасти его от «страшных обольщений» буржуазного века. Гоголь утверждает преобразующий характер искусства. Музыка, по его мысли, должна сыграть великую гражданскую роль, принести огромную пользу обществу. Повести «Арабесок». В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) были написаны «Нос» и  «Шинель», которые вместе с повестями «Арабесок» образовали петербургский цикл. «Петербургские повести» (с включением «Коляски» и отрывка «Рим») были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г.

Три повести «Арабесок» рассредоточены по всему сборнику, чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Таким образом, в основе «Арабесок» лежит резкий контраст между картинами величественных исторических движений, восторженным переживанием красоты искусства и выраженным в повестях трагическим восприятием жизни современного города с ее бессмысленной суетой и страшными диссонансами. В повестях «Арабесок» появляется мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей «раздробленности». При этом он звучит все более скорбно. В повестях «Арабесок» выступает фантастический аспект изображения нелепостей действительности.

«Портрет» является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления. В «Портрете» Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется(власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа — искусство, творчество. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него. В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей «натуральностью», молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.

Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству.

Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его «страстью» и «идеалом» делается золото. Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения. «Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы».  

Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог «совершенно схватить» огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути. Поняв, что его оригиналом был «сам антихрист», и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой «грех». Идея II части утопична, религиозно окрашена. Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом! Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя. С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек)— и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.

Включив «Портрет» в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно. Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию. Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в «механизм» буржуазного общества: художник создает себе «рекламу», подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).

Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели «духа тьмы», в котором ему хотелось осуществить «все тяжелое, гнетущее человека». Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет. Для истинного художника «нет низкого предмета в природе».[Гоголь утверждает правомерность, более того — необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать «всю глубину его настоящей мерзости. Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное. Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству «злой» правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма — проведение жизненного материала, в том числе и низкого, «презренного», сквозь «чистилище души» художника. Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к его личности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о «примиряющем» значении искусства. Считая, что истинное искусство «не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу», Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества. Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины II, которая показана «великодушной» меценаткой и покровительницей искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя [1].

  1. 6.     Обобщение:

Петербургские повести соединили в себе фантастическое и реальное, сатирическое и лирическое. Гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погруженный в пошлую, смешную, страшную обыденность, все же не лишен своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением, и это противоборство, приводя к гибели героев петербургских повестей Гоголя 

    5. Домашнее задание: напишите эссе на тему «Искусство в моей жизни».

Список использованной литературы:

1. Гоголь Н. В. - Собрание сочинений в 9 томах (7 книгах). И.: Русская книга, 1994 г.

2. Аношкина, Алпатова, Джанумов: История русской литературы ХIХ века. 1800-1830-е годы. В 2-х частях. Часть 2
3. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.) / Вступительная статья В.М. Марковича. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.

 

У вас нет прав для создания комментариев.