header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Общеобразовательная школа 31

Республики Крым

 

Дистанционное или удаленное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции. Задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT – профи» образовательного портала.

Асанов Эрнест Эмирович

учитель информатики

первой категории

Симферополь 2014 г.

Сфера образования сегодня становится все более открытой, сложной и дифференцированной: появляются новые образовательные технологии, возникают новые формы образования, все чаще встает вопрос о новых способах сертификации полученного образования. Обучение с помощью электронных информационных технологий - e - learning - прочно закрепилось в мире как относительно новая, удобная и современная форма получения образования с помощью открытой интернет-среды, основанная на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса. За последние 10 лет в мире наблюдается взрывной рост рынка e-learning, главным образом благодаря тому, что технологии e-learning стали основой системы корпоративного обучения. Электронное обучение развивается, объединяясь с системой обучения и развития персонала. По данным исследования Чартерного института персонала и развития (Charted Institute for Personnel Development – CIPD) [1], посвященного развитию e-learning, 54% британских компаний используют системы электронного обучения. По прогнозам Американской ассоциации исследований образования (American Educational Research Association), к 2010 г. 2/3 всего образования будет осуществляться дистанционно [2]. При этом инвестиции в e-government, e-learning и e-health за последние годы также растут.
Одной из тенденций последних лет в секторе e-learning является появление альянсов образовательных учреждений. Примером может служить виртуальный университет U21Global, созданный 21 университетом из Кореи, Сингапура, Англии, Шотландии, Австралии, Китая, США, Японии.
Сектор e-learning неоднороден: с 1999 года обучение с помощью электронных информационных технологий разделялось на разные формы, фокусирующиеся на определенных его характеристиках и имеющие отличающиеся названия. Четкой границы между этими формами обучения с помощью электронных информационных технологий нет, термины зачастую используются как взаимозаменяемые. В связи с этим существуют разные классификации. Нам видится важным провести различение существующих форм e-learning по типам потребителей образовательных услуг, очертив, таким образом, то пространство, в котором лежит наша настоящая и перспективная деятельность:

  • Потребителями являются корпорации, средние и крупные компании. Образование включает профессиональное и дополнительное обучение сотрудников (корпоративное обучение), аттестацию сотрудников (дипломы, сертификаты), использование электронных учебных курсов для бизнеса (структурированных электронных материалов для решения заранее определённых задач). Авторы Кембриджской программы для промышленности в своей статье «Как люди учатся?», опубликованной в CIPD, выделяют следующие формы e-learning в этом секторе [3]:
  • Обучение в веб (web-based training) – в корпоративном обучении это технологии, используемые преимущественно для доставки контента конечному потребителю без значительного его взаимодействия с профессионалами, коллегами и менеджерами, или поддержки с их стороны. Эта форма обучения стала значимой частью образовательной индустрии, она включает создание контента на специальных порталах, управление полезным контентом, создание и реализацию образовательного плана, управление процессом обучения.
    Неформальное обучение с помощью электронных информационных технологий (i nformal e-learning) – эта форма не входит в «курсоориентированные» формы e-learning. Она связана с растущими возможностями, предоставляемыми нам новыми технологиями, и поддерживает неформальное обучение на рабочем месте. Во многих организациях, интенсивно работающих со знаниями, такая форма обучения входит в систему управления знаниями.
    Смешанное образование (b lended learning) – это интеграция обучения в группе и самообучения, которое обычно проводится как в аудитории, так и он-лайн, с использованием электронных информационных технологий.

  • Потребителями являются школьники и студенты. Сфера среднего и высшего образования. Обучение включает все основные присущие учебному процессу компоненты системы обучения, такие как выполнение практических учебных и творческих заданий согласно учебному плану, контроль и консультирование со стороны преподавателя (тьютора, наставника), аттестационные работы, сертификация полученных знаний. Существующие формы:
  • Дистанционное образование (distance learning) - потребителями услуг дистанционного обучения являются студенты дистанционной формы обучения. В основном это: работающие люди, стремящиеся получить первое или второе высшее образование без ущерба трудовому процессу; выбирающие дистанционное образование как более доступное для поступления; стремящиеся получить новые знания и навыки, удостоверенные сертификатами.
    Поддерживаемое он-лайн обучение (s upported online learning) – большая часть контента доставляется с помощью лекций или текстов, пересылаемых учащемуся по интернету, но такое обучение все равно причисляется к e-learning, потому что взаимодействие с тренером, диалог с другими студентами, поиск материалов, поддержка взаимодействия и сотрудничества в группе, доступ к основным материалам курса – все это осуществляется посредством интернета. Этот подход из сферы высшего образования уже был позаимствован профессиональными сообществами (пример – виртуальное сообщество CIPD, доступное только его членам).

  • На широкий круг потребителей рассчитаны электронные образовательные ресурсы (ЭОР): это открытые образовательные ресурсы в сети Интернет. Включают: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем, электронные учебные модули виртуальных коллективных сред, электронные энциклопедии, переводчики, справочные службы. Аудитория потребителей этих услуг достаточно широка и разнообразна, в основном включает представителей академического сообщества, студентов, школьников, учителей.
  • Образовательный центр «Школьный университет» с 2000 года входит в число учебных заведений России, формирующих электронный образовательный рынок. Потребителями наших образовательных услуг являются школьники и студенты. В настоящее время мы находимся в ситуации позиционирования наших услуг, помимо сферы профильного обучения, в сфере дистанционного образования. Используя термин «дистанционное образование», мы имеем в виду, что оно включает все компоненты, присущие учебному процессу. Так, образовательный процесс в ОЦ «Школьный университет» включает:
    - создание и использование электронных учебных материалов и дистанционных средств обучения;
    - самостоятельную работу учащихся с электронными материалами;
    - дистанционное взаимодействие с преподавателем (экспертом, тьютором);
    - создание распределённого сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность и взаимодействующих между собой в образовательном процессе;
    - открытость и доступность различных образовательных курсов;
    - сертификацию знаний.
    Ситуация позиционирования на рынке открытого образования, в которой находится ОЦ «Школьный университет», связана с тем, что, уделяя особое внимание перспективам развития электронных образовательных технологий, мы определили базовой целью своих проектов построение альянса между корпоративным сектором и сектором образования, связывая школу, вуз и ИТ - компании в единое образовательное пространство в сети.
    Для того, чтобы появилась такая постановка цели, «Школьным университетом» был пройден большой путь, который начинался с профильного обучения старшеклассников. С 2001 года «Школьный университет» по согласованию с Федеральным агентством по образованию РФ совместно с образовательными учреждениями организует профильные классы (учащиеся в возрасте 14-17 лет) по направлению «Информационные технологии». В 2006 году ОЦ «Школьный университет» продолжил свою деятельность в рамках реализации комплексной программы информатизации образования через организацию подготовки учащихся по направлению «Информационные технологии» во всех имеющихся профилях. В течение 2006-2007 учебного года Образовательный центр «Школьный университет» получил положительные рецензии на свой учебно-методический комплекс от Российской академии образования (РАО); подтвердил статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ; стал победителем в конкурсах проектов «Инновационная школа» и «Экспериментальная школа»; разработал партнёрскую программу сотрудничества с образовательными учреждениями; заключил соглашение с МГУ им. М. В. Ломоносова, вузами г. Томска и др.
    Сегодня по программам ОЦ «Школьный университет» обучаются более 27 500 учащихся из 51 региона России, Киргизии, Казахстана. Активное сотрудничество ведётся с 940 школами, из которых 91 получила статус «общеобразовательного учреждения, внедряющего инновационные программы». Сертификаты центра признаются во многих вузах России. С 110 региональными управлениями образования заключены соглашения о сотрудничестве. Знаменитый в школьной среде интернет-портал «Школьного университета» www. itdrom.com объединяет несколько тысяч ребят из различных регионов РФ и ближнего зарубежья (ежедневная посещаемость составляет 10 тысяч) и является сетевым образовательным спутником любого сознательного школьника старших классов, выбравшего сферу IT как перспективную для будущей учебы и работы или считающего IT-компетенции базовыми в современном мире.
    С 2007 года ОЦ «Школьный университет» сосредоточил свою деятельность на сфере профессионального развития учащихся. В рамках данной деятельности он активно развивает совместную деятельность с крупнейшими ИТ - компаниями: Hewlett-Packard, Microsoft, Лаборатория Касперского и др. по реализации уникальных образовательных проектов, молодёжной профессиональной сертификации и организации стажировок проектных команд.
    Развитие дистанционного образования как способа профессионализации в сфере ИТ школьников и студентов мы видим перспективным, во-первых, в связи с тем, что современный процесс профессионализации неразрывно связан с непрерывным образованием (lifelong learning ). Сфера ИТ – это динамично развивающаяся сфера, знания в ней обновляются на 25% в год. Поэтому карьера в ИТ предполагает постоянное образование и освоение как базовых, так и новых областей знания и прикладных навыков. При этом, с плотным вхождением компьютера и интернета в нашу личную и профессиональную жизнь, появляется сфера особых компетенций – ИТ-компетенций. Даже не планируя становиться профессионалом в сфере ИТ, необходимо осваивать эти компетенции, которые начинают определять базовый уровень грамотности современного человека. Для этого мы привлекаем профессионалов крупнейших ИТ-компаний, а также регулярно обновляем содержание предлагаемых нами образовательных продуктов и стремимся разнообразить образовательные форматы, которые включают как офф-лайн (фестивали, мастер-классы, конкурсы команд и пр.), так и он-лайн (виртуальные курсы, конкурсы, творческие задания и пр.) формы.
    Мы рассматриваем предлагаемое нами образование как инвестирование, где возврат инвестиций происходит в профессионализации. В условиях необходимости обучения в течение всей жизни этот процесс становится постоянным: инвестиции в образование оборачиваются повышением квалификации и статуса, что в свою очередь чаще всего выводит на необходимость освоения нового уровня образования. Если раньше таких переходов человек за свою жизнь осуществлял 2 – 4 (школа, вуз, аспирантура, повышение квалификации), то сегодня, в связи с уменьшением цикла жизни знания, их становится больше, образовательные формы становятся компактными и решающими конкретные задачи. Эти переходы являются значимыми в жизни любого человека, выбравшего профессионализацию в сфере ИТ, и управление ими, повышение осмысленности выбора учащегося является предметом деятельности «Школьного университета». На рынке открытого образования укрепляют свои позиции новые образовательные институты (тренинги, консалтинг, коучинг). Дистанционное образование тоже является одной из относительно новых институциональных форм образования, позволяющих капитализировать получаемые знания в профессии.
    В будущем в российском образовании дистанционному обучению будет уделяться значительное внимание (Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, Приоритетный национальный проект «Образование»: «Интернетизация образования», Федеральная целевая программа развития образования (ФПЦРО), Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ РФ 2783 от 18.07.2002 г.)). Перечисленные концепции и программы несут собой представления о новом устройстве образовательного процесса и новых педагогических позициях, среди которых особым потенциалом обладает позиция тьютора как одна из позиций, могущих обеспечить подготовку людей для экономики и общества знаний.
    В настоящее время позиция тьютора в российском образовании укрепляется, обретая новые институциональные формы. Для «Школьного университета» развитие тьюторского сопровождения в дистанционном образовании является приоритетным направлением, ведь этот тип образования является принципиально открытым и индивидуализированным.
    Однако роль и место тьютора в дистанционном образовании в мире понимается по-разному. Так, функции тьюторов в дистанционном образовании в открытых университетах Европы и США, а также в Глобальной сети дистанционного образования определяются как: «обсуждение содержания курса; предоставление обратной связи об успехах студента; оценка заданий/тестов; помощь студенту в планировании работы, мотивирование студента; разрешение административных вопросов; контроль над проектами; проведение занятий «лицом к лицу»; хранение записей студента; взаимодействие с администрацией от лица студента» [4]. Тьютор здесь представляет содержание курса и взаимодействует со студентом по мере его освоения материала курса. Оценка эффективности деятельности тьютора происходит, как правило, через оценку успеваемости студента. Тьютор также объясняет порядки и улаживает проблемы, помогает адаптировать учебный план под индивидуальные нужды студента.
    В российском же дистанционном образовании в сфере высшего профессионального образования тьютор выступает больше как формальная фигура. Он не обсуждает со студентом его образовательные мотивы, интересы и приоритеты, не участвует в формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося. Сопровождение заключается в донесении норм учебной деятельности до студента, выполнении функции посредника между университетом и студентом по различным возникающим вопросам, т.е. выполнении кураторских функций.
    В системе корпоративного дистанционного обучения тьютор, прежде всего, концентрирует внимание на практических аспектах деятельности обучаемых, способствует усвоению полученной информации и навыков и, в идеале, стимулирует их применение. Иногда тьютор выступает как предметный эксперт и «занимается, прежде всего, закреплением и применением учащимися передаваемых знаний, оказывает индивидуальную помощь, корректирует непродуктивную работу, организует и руководит групповым взаимодействием, дает обратную связь, осуществляет текущий и курирует итоговый контроль» [5].
    В логике становления и развития деятельности ОЦ «Школьный университет» принципы тьюторского сопровождения были с самого начала заложены в виде принципов работы игровой зоны портала www.itdrom.com. Здесь сама среда выступает в качестве тьютора, предлагая учащемуся различные варианты реализации своих интересов в сфере ИТ (творческие галереи, сообщества, проекты и др.), ориентируя в предлагаемых образовательных продуктах (событиях, курсах), направляя познавательную и творческую энергию школьников через конкурсы, идеи, проекты на освоение ИТ - сферы.
    На следующем этапе в проектах ОЦ «Школьный университет» появилась и была выделена позиция тьютора. Тьютор для нас это, прежде всего, тот, кто обеспечивает переходы в карьерном и профессиональном развитии. Сегодня эти переходы мы связываем с новыми характеристиками профессионализма. Мы стараемся уйти от представления об учащихся в «Школьном университете» исключительно как о школьниках или студентах, т.к. такие определения, указывающие на принадлежность человека к определенной образовательной институции (школа, вуз), мешают формированию новых подходов к этапам профессионализации в сфере ИТ, которые мы стараемся развивать, они неудобны и не инструментальны. Тьютор здесь является той позицией, которая способна сопровождать учащегося в переходах по этапам профессионализации в сфере ИТ.
    Поставленную нами цель проектирования тьюторской позиции (его функций, роли, степени и сфер ответственности) в дистанционном образовании ОЦ «Школьный университет» мы решаем через пилотный проект « IT -Профи». «IT-профи» является образовательной услугой в рамках дополнительного дистанционного образования, которая позволяет школьникам изучать интересующие предметы в сфере ИТ. Как дополнительная образовательная услуга, «IT-Профи» решает ряд проблем:

  • Проблема отсутствия целого блока знаний в сфере ИТ в школьной программе. Учащийся, как правило, оказывается знаком только с базовой школьной программой по информатике, в то время как вузы предлагают широчайший спектр специальностей, ИТ-специалистов готовят множество кафедр по различным направлениям. Для того, чтобы не ошибиться в выборе профессии в области ИТ, необходима глубокая специализированная профориентация. Как ответ на эту проблему, весь пакет «IT-Профи» построен по системе специализации. В мини-курсах, практических заданиях и конкурсах представлены отдельные специализации: как классические направления ИТ-сферы, так и смежные.
  • Проблема отсутствия ориентиров у молодых людей, осваивающих профессию в сфере ИТ. Как показывает практика, для освоения выбранной сферы деятельности необходима некая ориентирующая «карта профессиональной деятельности». Для решения этой проблемы в пакет «IT-Профи» включен курс «Моделирование будущего», помогающий выстраивать эту карту и прокладывать на ней свой индивидуальный путь, формировать жизненный план.
  • Проблема отсутствия возможностей проб, риск ошибки в выборе профессии и разочарования в профессии. Учащиеся хотят иметь возможность еще до поступления в вуз на выбранное направление попробовать свои силы по конкретной специализации, соотнести свои ожидания и представления с реальностью. Для решения этой проблемы проект «IT-Профи» предлагает возможность участвовать в ИТ-лабораториях, моделирующих элементы профессиональной деятельности, прослушать мастер-классы и получить консультацию профессионалов из IT-отрасли, пройти сертификацию по спецкурсам от ведущих IT-компаний.
  • С момента запуска проекта «IT-Профи» в пакет его услуг было включено тьюторское сопровождение. Тьютор представляет собой фигуру, осуществляющую постоянный мониторинг образовательного движения учащегося: сферу его интересов, его успехи и неудачи, динамику освоения материала. Он всегда находится на связи и консультирует как по учебным, так и по техническим вопросам. Нашей задачей в проекте «IT-Профи» является также «дочищение» позиции тьютора: определение его функций, отделение тех функций, которые можно технологизировать, определение специфики его роли в связи со спецификой сферы ИТ.
    Таким образом, образовательный центр «Школьный университет» определяет себя на рынке дистанционного образования, выстраивая образовательное пространство для школьников старших классов и студентов младших курсов, включающее партнерство с корпоративным сектором, школой и вузом. Мы считаем принципиальной позицию тьютора в дистанционном образовании, обеспечивающем эффективную профессионализацию в сфере ИТ.

    Роль и место тьютора в дистанционном образовании в мире понимается по-разному и в настоящее время активно обсуждается в инновационном образовательном сообществе в связи с проходящей модернизацией среднего и высшего образования, с распространением и усложнением технологий дистанционного образования и повышению требований к его качеству [1]. Для ОЦ «Школьный университет» эта роль связана, прежде всего, с ориентированием в предлагаемых образовательных ресурсах и сопровождением индивидуальной образовательной траектории учащегося. На нашем пути выстраивания технологий и инструментов сопровождения школьников на образовательном портале www.itdrom.com с течением времени вырисовался ряд принципиальных вопросов, с которыми мы столкнулись и которые вынуждены в настоящее время решать. В данной статье эти вопросы выносятся нами как принципиальные и обсуждаются с точки зрения эффективности тьюторского сопровождения в дистанционном образовании.
    С самого начала стоит различать два способа существования тьюторской позиции на нашем образовательном портале. Во-первых, тьюторские функции выполняет вся среда той отдельной части портала, которая называется «игровой зоной». Эта тщательно спроектированная и выстроенная среда призвана:
    - заинтересовать учащегося предлагаемыми образовательными возможностями с помощью особых средств, подчеркивающих не столько образовательный, сколько творческий и коммуникативный характер действий на портале. Девиз игровой зоны – «Твори! Общайся! Развлекайся!»,
    - предложить учащемуся различные образовательные возможности и сориентировать в них,
    - познакомить участников портала между собой и задать им темы и способы для коммуникации.
    Сопровождение здесь выстроено через те возможности и ресурсы, которые получает зарегистрированный участник образовательного портала. Мы считаем важным достижением для нашего портала то, что школьники и студенты, присутствующие и ведущие активную познавательную и коммуникативную деятельность на нем, представлены на портале через свои реальные имена, города, школы. Это позволяет уйти от таких проблем современного интернета, как безответственные реплики, существование в нескольких «я», безликость пользователей и недоверие «всех и всем». На портале создано живое сообщество, члены которого знают друг друга и могут доверять представленной личной информации, что провоцирует на более дружественные и более содержательные дискуссии. Важно также то, что ребята периодически встречаются «вживую» на фестивалях и других событиях, проводимых «Школьным университетом». Они приезжают из более чем 51 региона РФ и ближнего зарубежья. На этих событиях школьники участвуют в конкурсах, конференциях и олимпиадах, проходят ознакомительные стажировки в лабораториях томских вузов и ИТ - компаниях, посещают мастер-классы, работают над проектами. Все это привело к тому, что на портале выстроилась особая этическая атмосфера: доверия, добра, взаимопонимания. При оценивании работ друг друга участники портала стараются замечания делать корректными и необидными, давать советы, не занижать свои оценки. Такое освоение способов выстраивания реальных отношений в виртуальном мире нам видится важным эффектом тьюторского устройства среды портала.
    Таким образом, ребята учатся вести себя в виртуальном мире как в мире реальном, отвечать за свои слова и действия. Эта способность принципиальна не только для будущих ИТ-специалистов, но и просто для людей будущего, у которых значимая часть личных и деловых коммуникаций происходит в интернете.
    Мы видим в этом также освоение ребятами способов входа в профессиональный мир с его правилами и нормами, явными и неявными законами, освоение способов позиционирования себя, выстраивания своего образа и ответственности за него.

  • Помимо среды, тьюторские функции с недавних пор на портале стали выполнять реальные люди. Пилотный запуск тьюторского сопровождения произошел в новом проекте «IT-профи». В «IT-профи» нет жестких схем и учебных планов. Ребята, выбравшие эту образовательную программу, сами определяют важные и интересные для них образовательные возможности и составляют свою индивидуальную программу обучения. Так, в 2008-09гг. в «IT-профи» предлагается познакомиться с популярной в настоящее время технологией для поддержания внешних бизнес - контактов – электронной коммерцией.
  • В настоящее время в проекте «IT-профи» есть три тьютора. Она зарегистрированы на портале и к каждому из них приписаны определенные участники. Рабочий день тьютора начинается с того, что он проверяет, не появилось ли в сообществе «IT-профи» новых участников. Тьюторы назначаются новым участникам администратором механическим образом – по очереди. Здесь мы видим первую проблему: как еще при регистрации участника определить, к какому тьютору его лучше прикрепить? Должны ли тьюторы различаться и в своих характеристиках прописывать эти отличия, чтобы учащийся сам мог выбрать себе тьютора? Ответ на этот вопрос невозможен без определения роли тьютора в проекте, но роль эта в настоящее время расплывчата и только начинает вырисовываться.
  • Итак, новый пользователь регистрируется, причем дважды - как в общем пространстве портала, так и в сообществе «IT-профи», и составляет себе личный календарь, выбирая из общего календаря те события, в которых ему хотелось бы участвовать. Сопровождение на этапе выбора образовательных возможностей – еще одна наша задача. Понять желания и интересы учащегося гораздо сложнее в виртуальной среде, чем в реальной. Весь пакет «IT-профи» состоит из 7 модулей, по результатам прохождения каждого из которых можно получить сертификат, и необходимо выбрать, какие именно модули хочется изучать, что интересно и что пригодится в будущем. Этот выбор пока ложится на учащегося, тьютор лишь разъясняет при необходимости содержание модулей.
    В дальнейшем все действия участника разделяются на действия в общепортальном пространстве и в пространстве «IT-профи», которое является частью общепортального пространства. Пока эти пространства выглядят не связанными друг с другом, и, хоть они и тесно сосуществуют, существует проблема «встраивания» участника проекта «IT-профи» в общее пространство портала, где можно участвовать в конкурсах, создавать сообщества, заполнять анкеты и знакомиться, выкладывать свои творческие работы в галереях и обсуждать их, получать за свою активность баллы и получать администраторские полномочия. Мы видим задачу «сшивания» этих двух образовательных пространств через действия тьютора. Тьютор помогает учащемуся выстраивать свою образовательную траекторию:понимать, на что направлены те или иные его действия на портале, на какую задачу они работают, как пригодятся ему в будущем, как его образовательные действия связаны между собой, какие есть пробелы, которые нужно заполнить. В целом это помощь в том, чтобы вырисовывалась логика образовательного движения учащегося, и чтобы она была понятна ему самому, чтобы он научился управлять ею.
    В настоящее время в проекте «IT-профи» зарегистрировано около 200 участников, при этом они распределены между тремя тьюторами. Поэтому здесь возникает вопрос адекватных инструментов работы тьютора, а также вопрос времени, которое он должен уделять каждому учащемуся.
    Уже сейчас мы можем выделить несколько типов запросов, поступающих от учащихся на портале и требующих сопровождения. Это:
    - Вопросы, связанные с техническими проблемами (не получается загрузить файл, не появляется страница, не подходит пароль, и т.д.).
    - Вопросы, связанные с ориентированием в пространстве, которые обычно поступают от новых участников (как здесь что устроено; какие задания относятся к проекту «IT-профи», а какие нет; что можно, а чего нельзя делать, и т.д.)
    - Вопросы, связанные с выстраиванием образовательного движения (с чего начать обучение; какие задания лучше оставить на потом, а какие сделать сразу; сколько заданий лучше выбрать; какие еще задания можно сделать; и т.д.)
    - Вопросы о критериях оценки работы (хорошо ли сделана моя работа; почему ее оценили именно так; как происходит оценка, и т.д.)
    Определив существующие типы запросов, мы можем выделить те запросы, которые можно «снять с плеч» тьютора и каким-то образом технологизировать. Очевидно, такими запросами являются первые два из перечисленных. Задача «очищения» функций тьютора и технологизации некоторых видов запросов видится нам одной из ближайших.
    Последний тип запросов, связанный с критериями оценки работы учащихся, привел нас к мысли, что тьютору необходимо, во-первых, обсуждать эти критерии с самими учащимися, и, во-вторых, формировать их совместно. Причем критерии многих работ, как мы видим, должны быть преимущественно качественные, поскольку работы заключаются, например, в написании эссе, или описании своего будущего места работы, или описания своей профессии, т.е. результатом часто является написанный текст. Стоит отметить, что такая же проблема необходимости обсуждения критериев существует в ситуации с конкурсами на общем портале. Как показывает опыт, отсутствие или нечеткое описание критериев приводит к тому, что на конкурс присылаются работы, либо слабо связанные с его тематикой, либо не соответствующие другим требованиям (например, авторство). Все это подтверждает фиксируемую необходимость вводить в функции тьютора проработку и обсуждение с учащимися критериев оценок их работ.
    Другая проблема, существующая на портале, которая пока никак не решается и может стать одной из функций тьютора, связана с языком. Специфический интернет-жаргон, который распространился в рунете, воспроизводится и на образовательном портале «Школьного университета». Понятно, что эти привычки участники нашего портала привнесли с собой из мировой сети. Специалисты-лингвисты выделяют такие основные причины распространения интернет-жаргона:
    - Использование жаргона как протест молодого поколения против засилья в языке канцеляритов, речевых штампов, лингвоцинизмов, делающих речь безличной, наукообразной и малопонятной.
    - Использование жаргона как языковая защита от агрессии других.
    - Конформизм, т.е. приспособление к доминирующим ценностям в интернет – среде.
    - Языковая «униформа», позволяющая почувствовать принадлежность и отделить «своих» от «чужих» [2].
    Как мы видим, эти причины употребления интернет-жаргона неявны на нашем портале и с ними можно эффективно работать:
    - Тьюторам необходимо разговаривать с учащимися на простом, доступном и живом языке, и такой же язык необходимо использовать для всех текстов, которые есть на портале, в том числе текстов интернет-курсов.
    - Необходимо поддерживать уровень безопасности портала и сохранять его доброжелательную атмосферу.
    - Мы видим важным являть и подчеркивать другие ценности - ценность получаемого образования и освоения профессии в сфере ИТ. Это делается, например, через мастер-классы с успешными предпринимателями в сфере электронного бизнеса, через обсуждение перспектив профессии, через формирование видения себя и своего дела в будущем.

  • Тому, чтобы у учащихся не возникало потребности деления на подгруппы, может способствовать обсуждение с ребятами образа сегодняшнего профессионала в сфере ИТ, совместные оф-лайн мероприятия, задания, требующие сплоченности и командной работы.
  • Таким образом, роль и место тьютора в общем поле описанных задач на образовательном портале http://www.itdrom.com и, в частности, в пилотном проекте «IT-профи» в настоящее время уточняется: определяется список его прав и обязанностей, полномочий. Перечисленные проблемы и задачи отчасти являются типичными для ситуации дистанционного образования, а отчасти специфичны и характерны именно для дистанционного образования в ОЦ «Школьный университет». Поэтому, даже ориентируясь на основные разработанные в России за последние 15 лет подходы к тьюторству, мы все равно стоим перед необходимостью формировать эту позицию в нашем образовательном пространстве практически с нуля. Однако позицию тьютора в дистанционном образовании, обеспечивающем эффективную профессионализацию в сфере ИТ, мы считаем принципиальной, и развитие образовательной деятельности в этом направлении является одним из наших приоритетных направлений.

    Литература

  • Charted Institute for Personnel Development (CIPD). E-learning survey results report, 2004, p.2.
  • Кругликов В., Кликнуть знания, "Тренинги в бизнесе", 2006, N 3, с.4.
  • Paas L., Creech H., How Information and Communications Technologies Can Support Education for Sustainable Development, Current uses and trends, Knowledge Communications, 2008 http://www.cipd.co.uk/subjects/lrnanddev/elearning/elearnprog.htm?IsSrchRes=1
  • Moore M., Kearsley G, Distance Education: A Systems View, Wadsworth Publishers, 1996, p. 146-151
  • Ковалева Т.М. Открытое образовательное пространство высшей школы: подходы к предметности тьюторского сопровождения / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы (тезисы докладов и выступлений). Мат-лы всерос. науч. – практ. конференции, Москва, 2008г.
  • Борисова Е.А. Интернет-новояз, или компьютерное обновление речи www.museum.cross-apk.ru/domens/krt/doklad/Борисова.doc
  • У вас нет прав для создания комментариев.