header

Пятница, Октябрь 20, 2017
 
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Введение.

    Известно, что2013 год в России - год охраны окружающей среды.

Каждый человек имеет маленький уголок Родины - место, где он родился и который ему близок. Только любя свою Родину, можно говорить о любви к своей стране.

    Раньше жители  города в летнее время купались в нашей реке Свияга и отдыхали возле ее берегов. Сейчас каждый год врачи-эпидемиологи предупреждают об опасности купания в нашей реке. Я задалась  вопросом, если нельзя купаться людям, так как же живет там водный мир. Неужели на них это никак  не сказывается.

     В ходе исследования была сформулирована проблема:  происходит ли истощение обитателей реки Свияга. Был поставлен исследовательский вопрос: влияет ли загрязнение водоемов на их обитателей.

     Цель исследования:изучить влияние различных факторов на обитателей водоема.

    Объект исследования:  обитатели водоема.

    Предмет исследования: обитатели реки Свияга.

    Гипотеза  исследования: загрязнение реки ведет к истощению обитателей водоема.

   Задачи исследования:

     1. Найти научно – популярную литературу, фото и видео материалы;

     2. Рассмотреть виды обитателей реки;

       3. Изучить экологическое состояние реки;

4.Оценить возможность улучшения ситуации, наметить возможное решение проблемы.

Методы исследования:

  Анализ

  Наблюдение

  Эксперимент

  Сравнение и обобщение

Основная часть.

Глава 1.Из истории возникновения.

      Для полноты своего исследования я сначала обратилась к истории.Свия́га  (тат.Зөя)- река  в Ульяновской  области и Татарстане , правый  приток   реки Волга.

      Гидроним   «Свияга»  происходит от тюркского «си» или «су» — «вода», и «ага» — «течь»: то есть «текущая вода».

По другой версии «Свияга» в русских говорах XIV века — «дикая утка» или же от слова «свить», «виться». Отсюда и название одного из видов уток – «свиязь». Длина — 375 км, площадь бассейна — 16 700 км². Ширина от 5  до 40 м, глубина 0,3 — 4,0 м, скорость течения 0,1 — 1 м/с.

Крупнейшей рекой в нашем районе является река Свияга ,начинающаяся далеко на юге в Ульяновской области и имеет три истока. Основным истоком считается расположенный на возвышенности (332м) в 5 км к юго-западу от села Кузоватово. Второй исток берёт начала возле села Красная Поляна, а третий западнее села Баевка. Течёт с юга на север параллельно Волге по асимметричной возвышенной волнистой равнине сильно пересеченной многочисленными глубокими (иногда в десятки метров) оврагами и балками. Правобережная часть более сложная по рельефу .Она  впадает в Свияжский залив Куйбышевского водохранилища. Река многоводна, питание реки смешанное преимущественно снеговое. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в апреле. Река Свияга имеет 79 притоков, 10 из которых имеют длину от от 40 до 165 км. Притоки реки Свияга по территории нашего Буинского района являются такие реки ,как Карла, Булла, Цильна.

 Глава 2.Источники загрязнения реки.

      В ходе исследования я выяснила, что весеннее половодье Свияги происходит значительно раньше, чем половодье реки Волги и в силу этого устье реки Свияга после волжского половодья оказалась в значительной степени перекрытым волжскими наносами. Причины маловодности Свияги кроются в преобладании глинистых отложений в среднем ее течении  а так же уменьшение площади лесов, развитие овражной сети.        Очистка  данной реки  от отложений заметно увеличит действительную емкость, что позволит увеличить путь циркуляции воды, улучшить теплообмен, снизить интенсивность теплового загрязнения водоема.Отмершие водоросли, попадая на дно, увеличивают содержание фосфора и азота и создают идеальную среду для собственного самовоспроизведения. В результате происходит вторичное загрязнение.

      Основными загрязнителями являются промышленность и сельскохозяйственные предприятия ,недалеко расположен асфальтный завод. В сельской местности в реку могут попадать удобрения, ядохимикаты, нечистоты с животноводческих ферм.

     Основная причина – повышенная загрязнённость реки. В Свиягу выносятся стоки предприятий, устаревшие очистные сооружения не справляются с очисткой воды. Больной вопрос для города – отсутствие ливневой канализации, в результате чего вода с улиц нашего города беспрепятственно стекает в реку. Любой водоём способен к самоочищению, но Свияга из-за мощной нагрузки и пониженного водообмена, к сожалению, не справляется с этой задачей. Население не использует воду Свияги для питья напрямую, но не нужно забывать, что возле Казани она впадает в Волгу (точнее, в Куйбышевское водохранилище). А ведь Волга, является основным источником питьевого водоснабжения. 

Глава 3.Растительный мир и обитатели водоема.

    Река даёт жизнь. Иногда  на берегах встречаются заросли ив, ольхи, местами встречается тополь чёрный. Массовым видом на Свияге стала кубышка жёлтая, образующая на поверхности воды крупные цветки с приятным запахом. Это растение, впрочем, исстари олицетворяет измену и коварство. В середине прошлого века в Свияге появилось и прижилось одно из самых распространённых на Земле водных растений – элодея канадская. Из-за своей способности очень быстро расти и заполонять водоёмы оно получило название «водяная чума».

     Весной, после ледохода, Свияга, как и все водоёмы, оживает и начинает звенеть разными голосами – перекличку устраивают амфибии и птицы. Чаще всего слышно характерное кваканье озёрной и прудовой лягушек. Всего же по берегам Свияги можно встретить семь видов земноводных. В наших водоемах обитают различные рыбы, водные насекомые, земноводные. Ранее река Свияга была чище, полноводнее, богаче рыбой. В притоках реки  Свияга  обитают 12 видов рыб, среди которых: щука, окунь, судак, карась, лещ, густера, плотва, красноперка, уклея, сом, сазан. В низовьях реки рыбалка продуктивней и экологически безопасней, чем в верховьях.

     К сожалению, за последние 30 лет произошли значительные изменения в составе фауны городской реки. В Свиягу проникла одна из самых прожорливых рыб – головёшка-ротан, который поедает икру и молодь рыб и земноводных. Численность большинства видов рыб значительно сократилась, некоторые виды (сом, берш) практически исчезли.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что состояние водных объектов напрямую зависит от количества сбрасываемых загрязняющих веществ. А это в свою очередь зависит от руководителей предприятий, администрации района, жителей нашего города.

 Глава 4.Исследовательская работа.

     В нашей школе среди учащихся начальной школы была проведена акция «Берегите водоемы нашего края» в виде рисунков и плакатов.     Дополнительно я провела исследовательскую работу, которая  заключается в том, из водоема была взята проба воды и проанализирована в виде таблицы, предоставляю вашему вниманию результаты исследования.

Таблица 1.Определение запаха воды

 

№ пробы, дата

Место взятия пробы

Запах

1)10.04.2013

Под мостом федеральной дороги

 

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды).

2) 10.04. 2013

Под мостом федеральной дороги

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды).

Таблица 2.Определение цветности и мутности воды.

 

№ пробы

Место взятия пробы

Цветность воды

Мутность воды

1)10.04.13.

Под мостом федеральной дороги.

Светло- желтая

 Мутная

2)10.04.13.

Под мостом федеральной дороги.

Светло-желтая

Мутная

 

     Был проведен анализ и сравнение загрязненности реки Свияга. Из данной диаграммы мы видим какая была вода в реке Свияга 1,10 и17 числа этого месяца.

     Исходя из результатов исследования вытекает, что река Свияга по значению  соответствует норме. Но наличие запаха, механических частичек и живых организмов говорит о недопустимости использования воды для питья и приготовления пищи без предварительной обработки.

Глава 5.Возможные пути решения экологических проблем.

      В процессе работы на данной территории я смогла определить следующие экологические проблемы:

-Иногда происходит  вырубка леса по берегу реки Свияга,это  приводит к обмелению реки.

  -Загрязнение реки сточными водами от животноводческих ферм, находящихся на берегу приводит к резкому увеличению содержания в воде вредных веществ. Вода становится непригодной для использования.

   -Поведение экологически безграмотных людей ведёт к загрязнению реки и её берегов. Неосторожное обращение с огнём ведёт за собой к уничтожению травяного покрова и мест обитания животных.

   -Выносятся стоки предприятий,устаревшие очистные сооружения не справляются с очисткой воды.

   Я предлагаю:

   1.Усилить контроль со стороны администрации и экологического комитета Буинского района за вырубкой леса.

   2.Повысить ответственность руководителей предприятий за загрязнение реки Свияга. Осуществлять контроль за этим на должном уровне.

   3.Владельцам транспортных средств запретить мыть их в водах реки Свияга.

   4.Взыскивать штрафы с населения за организацию свалок на берегах реки; организовать регулярный сбор и вывоз мусора.

 

Выводы:

      Рассмотрев экологическое состояние реки Свияга и проведя ряд исследований,  я пришла  к выводу :

1.     Зарастание и заиление рек ведёт к  ухудшению их состояния по ряду химических показателей, наиболее важных для обитания рыб.

2.     Численность обитателей водоема сокращается из-за проникновения одной из самых прожорливых рыб головешка-ротан.

3.     Организация свалки и  мусора на берегах реки приводит к загрязнению и отрицательному влиянию растительности и животного мира.Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

Заключение.

     В ходе исследования я изучила много различной литературы, собрала большой иллюстративный материал, с родителями сделала фотографии. Много интересного я узнала из электронной энциклопедии, а так же и из сети интернет. Полученную информацию обобщила в текстовом материале и сделала презентацию по данной проблеме.

    Проведенная мною исследовательская работа имеет большую теоретическую и практическую значимость. Теперь об  экологическом состоянии нашего водоема знаю не только я, но и мои близкие ,одноклассники. 

    Таким образом, я бы хотела продолжить мою исследовательскую работуи наметить следующие задачи:

-вести наблюдение по данной проблеме (в виде фотоматериала);

-дополнять  материал текущими данными (в виде таблицы,диаграммы);

- более бережно относиться к окружающей среде и нашим водоемам.

     -провести акцию среди учащихся нашей школы в виде плакатов, кроссвордов, рисунков на тему«Берегите водоемы нашего края»

     В заключении я бы хотела прочитать стихотворение собственного сочинения:

Мне нравиться быть на реке,

Смотреть на тихую волну,

Которая так нежно бьется

О берег глиняный, песчаный.

Где средь тиши, вдруг

Ты услышишь, как стрекочет стрекоза.

Там вдалеке резвится мелкая плотва.

Моя река, хочу дышать тобою

И чистым воздухом твоим!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1.Свияга— статья из Большой советской энциклопедии

2.Свиягав «Словаре современных географических названий»

3.Свияга// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4.В статье использована информация, предоставленная Федеральным агентством водных ресурсовиз перечня водных объектов, зарегистрированных в государственном водном реестрепо состоянию на 29.03.2009. Перечень(rar-архив, 3,21 Мб).

5.http://rustik68.narod.ru/rt/elga-ziya.html

6.http://www.skitalets.ru/books/korobkov_miheev/11_sviyaga.htm

7.Сайт Википедия

 

У вас нет прав для создания комментариев.