header

Понедельник, Сентябрь 25, 2017
 
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
МБОУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»                          
Сургутский район, п.г.т Федоровский                                
Педагог доп.образования,1 квалификационна категория
 Машакова Кызтаман Баубековна
                                                                                         Тема «Путешествие по реке Обь».
 
Цель: презентация работ обучающихся, закрепление знаний по истории развития речной  флотилии на реке Обь.
Задачи: 
1. Развитие интереса и чувства сопричастности к живой истории реки Обь, развивать образное видение.
2. Бережное отношение, эстетическое восприятие в освоении реки Обь.
Оборудование: 
для педагога - методические таблицы, тематическая презентация, географическая карта Югры. 
для обучающихся  - все элементы речной флотилии, карта путешествия, моторчики на 3В, пропеллер длиной 12 см, батарейка на 1,5В с держателем, тонкий картон, шнурок, скотч, рейка квадратного сечения длиной 30 см.
Используемые технологии:
Игровая, фиксированного контроля знаний, сотрудничества, развивающего обучения.                                                           
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии детей, оформление доски.                                                                                 Литературный ряд: стихи о г.п. Федоровский, реке Обь, Югре, сообщения детей о реке Обь.
Музыкальный ряд: фрагменты из песен о Югре. 
                                                       
                                                     Ход занятия
I. Организационный момент: 
1. Приветствие. Повторение правил по ТБ.
2. Проверка готовности обучающихся к занятию.
II.Сообщение темы занятия:  
 Вот мы с вами, ребята, завершили работу над изготовлением элементов речной флотилии. Из пустого пакета из- под молока, ненужных коробок из-под зубной пасты, соломинок и спичечных коробок мы с вами сделали целую речную флотилию. 
Не зря мы с вами резали, клеили и фантазировали. Сегодня наша речная флотилия отправляется в увлекательное путешествие по реке Обь.                        
Итак, тема нашего занятия «Путешествие по реке Обь».
Конкурс «Внимательно выполняй команды»
 Прежде чем отправиться в путешествие, надо пройти обучение на берегу. И начнем мы с про¬верки внимания и слаженности экипажа. Членам экипажа предстоит выполнять лишь те мои команды, которым предшествует обращение «экипаж».
Экипаж, равняйсь! Смирно! (Перед командой «Смирно!» не было слова «экипаж».) Налево. Экипаж, налево. На месте шагом марш. Экипаж, на месте ша¬гом марш! Экипаж, стой, раз, два! Направо! Экипаж, направо! Кругом! Экипаж, кругом! Налево! Экипаж, направо! Смирно! Экипаж, налево! Смирно! Экипаж, смирно! Вольно! Экипаж, вольно! Экипаж, занять учебные места!
 А теперь выберем, кто отважится первым начать путешествие. Каждый расскажет нам, на чём он будет плыть до данной пристани.                                                                                                      
 Мы все очень любим свой посёлок и перед отправлением в путь послушайте замечательные строки.                                                                      «Поселок Федоровский»  (Показ слайдов № 1-5) 
      В Сургутском районе, средь озер и болот,
Богатых брусникой, и клюквой, и рыбой,     
Поселок нефтяников славный растет,
      Гостей приглашает, кто в нем еще не был.                                                                      
Тайгой окруженный, асфальтом дорог,
Кустами своих буровых и насосных,
До города сам он пока не дорос,
Хоть улицы в парковой зелени сносны.
      Нефтяники дружной семьёю живут, 
      И дети в поселке  на радость родятся, 
А как тот поселок в народе зовут,                                                                         
Прошу, господа, вас самих догадаться              
 
-Да, несомненно, это наш любимый Фёдоровский. С любимого посёлка отправимся в путешествие  по реке Обь:
 
  1. Пристань «Тобольск».                          
 (Гасанов Эльшан и Алиев Акжолтой   
   рассказывают про реку Обь)                                                                                                                         
-На чём поплывём? (на катамаране)                                                                                      
  - Что такое катамаран? (от тамильского коттоморам, буквально связанные брёвна, современное, морское или речное судно (грузовое, пассажирское, спортивное) с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части). (Слайд №6-7 )                                                              
    -Путешествуя по реке Обь, нам хочется с радостью рассказать вам, что наша любимая Обь является одной из крупнейших рек в мире. Протекает она по территории Западной Сибири и стоит на первом месте в стране по протяженности и на втором в Азии.                                                                            
Каждое из племен, живших на побережье реки Обь, давало ей свое название. Ненцы называли Обь «Саля-ям», что в переводе звучит «мысовая река». На языке ханты и манси она звучала «Ас», что означает «большая река», селькупы называли реку «Квай», «Еме», «Куай», что в переводе имеет значение «крупная река». Жители России впервые увидели во время походов за Уральские горы. До прихода в Сибирь Ермака местность 
вокруг реки Обь называлась Обдорской.     Существует несколько версий происхождения нынешнего названия реки. По одной из них на языке коми Обь означает «снег» или «снежный сугроб». По другой версии река получила название от иранского слова «об», что означает вода». 
Кроме этого существует мнение, что Обь пошло от русского слова обе. Такая версия тоже имеет право на существование, поскольку Обь образуется при слиянии двух других рек Бии и Катунь. 
 
2.Пристань «Ханты-Мансийск» (Загадки).
 
Я очень добродушная,                    
Ни корабль, ни лодка,
Текучая, послушная,                       
Но когда я захочу,                           
Даже камень источу!
Разольюсь - тогда беда!                  
Я капризная (река).                         
                                                           
На море, в реках и озёрах               
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей,
Известен лёгкостью своей. (катер)
 
На лежебоке у реки 
Притащил я две руки
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади (лодка с вёслами)
Ни вёсел, ни паруса
А плывёт - не тонет (плот).                                                                                            
Ребус (вода не терпит баловства) (Слайд №8 )                                                                                                                                                   
Продолжаем наше путешествие.
-На чём поплывём? (на полицейском катере)
 -Для чего нужен полицейский катер? (Он необходим, чтобы следить за порядко м на водных просторах. 
 Рассказывает про географические 
сведения реки Обь Асадов Абдулла)
Прежде чем поплыть по реке Обь на полицейском катере, ознакомлю вас с её  географическими сведениями. 
 (Слайд №9-11 )                                                                                                                                                  
Река Обь образуется на Алтае вместе соединения рек Бии и Катунь и имеет протяженность от этой точки 3650 км. Ее длина от истока Иртыша составляет 5410 км. Площадь водного бассейна составляет 2990 тыс. км кв. Впадает Обь в Карское море, образуя при этом 800 километровый залив, получивший название Обская губа. 
Какая же пристань? 
 
3. Пристань «Тюмень» (Историческая)
 
1.Основатель русского флота? (Пётр1. Демонстрация  монумента, сделанного   руками детей)
2.Как называют лодку у индийцев? (каноэ).
3.Где искать родину кораблестроения? (в Египте).
 А теперь небольшая историческая справка.
Однако первенство здесь принадлежит не им. Самыми первыми в истории человечества моряками стали финикийцы – древний народ, обитавший на Средиземном побережье, на местах современных государств Ливана и Сирии. Эти края по сей день славятся ливанским кедром, который и послужил первым корабельным строительным материалом.
 -Что же такое корабль? (от слова короб, вообще большое парусное морское судно: трёхмачтовое, мореходное, торговое и промысловое судно; боевое трёхмачтовое судно (показываю корабли)).
- На чём поплывём? (на буксире)
-Что такое буксир? (от голландского слова – тянуть, самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов; подразделяются на буксировщики, толкачи, спасатели (для оказания помощи судам в открытом море и их буксировки в убежищах)).  -Для чего он нужен(на реке случается поломка, на помощь приходит буксир). 
     ( Путешествуя на буксире, Курбанов Артём 
знакомит детей  с верховьем реки Обь). 
 
Обь-Иртышский бассейн  
Бассейн реки Обь располагается в разных физико-географических условиях от полупустынь на юге до густой тундры на севере страны. Характер течения реки делит ее на части верхнюю, среднюю  и нижнюю.                               Верховье реки располагается от истоков Бии и Катунь и до устья реки Томи. В этой части река имеет развитую долину с пойменными террасами. Далее происходит расширение долины и поймы до 5-10 метров. Имеется большое количество стариц, протоков и озер. В районе Новосибирска на Оби построена плотина, в результате чего образовалось «Обское море». Ниже от Новосибирска речная долина существенно расширяется и ближе к устью реки Томи имеет ширину 20 км. Глубина реки в верхнем течении составляет 2-6 метров, в местах перекатов 0,6 метров.       
      
4. Пристань «Березов». (Конструкторы)                                                                                  
 - Сейчас мы с вами будем конструировать   действующие катамараны. У вас на столе лежат ранее вами приготовленные отдельные детали катамаранов. Вам нужно будет их сконструировать. Вспомним правила техники безопасности. Поближе садитесь к столу, выпрямите свои плечи и приступите к работе. (Слайд №12 )                                                                                                                                                   
                                               Практическая  работа
Целевой обход
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения. 
 
 - На чём продолжим путешествие? (на лодке). Как изобрели лодку? 
(Путешествуя виртуально на лодке, Рыжов Саша рассказывает об объединении рек  в один поток)                                                                                                                        
Река Обь продолжает реку Катунь, при этом с таким названием река течет от места слияния Бии с Катунью. Эти реки достаточно мощные, а сливаясь, образуют еще более сильный водный поток. Кроме этого цвет воды у каждой реки свой. Катунь имеет зеленоватый оттенок, Бия белый или грязно-серый. Объединяясь в один поток, вода какое-то время не смешивается и образуется полосатую водную струю. Такое явление можно наблюдать в летний и осенний периоды.
 
5. Пристань «Барнаул» (Морская) 
Пристань возле речного вокзала в г. Барнаул (Слайд №13 )                                                                                                          -А теперь побалуем и порадуем владыку морей и океанов Посейдона и сыграем в игру «Море волнуется раз… - морская фигура замри. Кто лучше всех изобразит обитателей моря. А выберут лучшую фигуру наши гости.                                                                                                                                
 -На чём поплывём? (на барже). Изобразите действие моделей.                                                    
Во время путешествия мы твёрдо  должны знать морские законы.
                                            Конкурс «Свод морских законов» (Слайд №14)                                                                                                                                                  
1. Узел, дружба, морской, крепить. (Крепи дружбу морским узлом.)
2. Выполнять, получать, умирать, задание. (Получил задание — умри, но выполни.)
3. Спасать, утопать, друг, сам. (Сам утопай, а друга спасай.)
4. Покоряться, помнить, моря, смелый, только. (Помни, только смелым покоряются моря.)
5. За, скука, борт. (Скуку за борт.)                                                                                                                                       
     (Корытов Александр со своей баржи  рассказывает о среднем участке реки Обь).                                                                                                                                                                             
      Средний участок начинается от устья Томи и заканчивается вместе впадения в Обь притока Иртыш. На этом участке Обь приобретает признаки полноводной реки и протекает по зоне тайги. Ширина долины составляет 30-50 км, поймы 20-30 км. Река имеет много проток. Глубина составляет 4-8 м. От устья Иртыша Обь становится по истине великой рекой и устремляет свое русло на север страны. Ширина Оби на этом участке составляет 3-7 км, глубина доходит до 20 м. Долина реки имеет ассиметричную форму. Правый берег крутой и обрывистый, левый наоборот пологий. Пойма реки, настолько насыщена протоками, что имеет вид кровеносной системы. Многочисленные озера, расположенные у берегов реки соединяются с ней. На протяжении 300 км от устья реки Иртыш и до села Перегребное Обь протекает в одном широком русле, глубина которого составляет 4-4,5 м. 
 
 6.Пристань «Новосибирск». (Спортивная) (Слайд №15 )                                                                                                                                                   Моряки – народ спортивный и физически подтянутый. Кто быстрее сделает 10 приседаний и станет на одну ногу.                                                                                      
   Физическая минутка.    «Упражнения кораблики».                                                                                                     Дыхательные упражнения «ныряльщики».                                                          
 Глазодвигательные упражнения «глаз путешественник»                                                  
-На чём же поплывём мы дальше? (на корабле, на воздушной подушке).
Из чего  состоит корабль?                                                                                                                            
 (Плывя на корабле по Оби, Иванчик 
Артём рассказывает о разделении реки) 
Ниже по течению происходит разделение реки на Малую Обь и Большую. Между ними располагается остров длинной 450 км и шириной 30-40 км. Малая Обь делится на несколько рукавов, среди которых есть и судоходные. Южнее города Салехард происходит объединение Малой и Большой Оби, после чего река течет в русле шириной 4 км и глубиной 10 м. Дельта оби занимает площадь более 4 тыс. кв. км. Здесь Обь снова делится на два рукава, один из которых Надымский является судоходным. Второй Хаманельский северный рукав соединяется с южным множеством проток.                                                              
Вода в реке прогревается до 28 С в районе Барнаула и до 23С в нижнем течении. Для Оби характерны весенние паводки. Питается река талыми водами.      
 Новосибирское водохранилище. Вид с Бернского мыса                                                                                                                                                                           
7.Пристань «Обдорск». («Кроссвордик»).                                                                                              
Так как мы – герои романа «Покорители речных просторов», то мы, я надеюсь, все знаем о ней. 
Разгадаем кроссворд. (Слайд 16 )                                                                                                                                                                                                                                                          
По вертикали:                                                                                                                
  1.Обитатель морей и океанов, у которого много щупалец.                                              
   2.Самое распространённое плавательное устройство.                                                        
 По горизонтали:                      
 1.Человек, который спускается под воду.                                                                
  2.Морская промысловая рыба.                                                                                            
 3.Подводная пещера.      
(Тищенко Юра рассказывает о значении реки Обь )      
 Обь имеет ключевое значение для экономического и промышленного развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время здесь активно ведутся работы по добыче нефти и газа. Прогнозируемые запасы этих полезных ископаемых делают Западно-Сибирскую низменность перспективным регионом страны. В этом же регионе находится ½ часть запасов торфа стран СНГ.        
 
 8. Пристань «Сургут». (Конкурс «Рыбалка»)                                                                                                                                                                                                              
Чтобы как-то жить, нужно чем-то питаться. А чем можно питаться на необитаемом острове? Пра¬вильно, рыбой. Хорошо, а что вы знаете о рыбах? Я предлагаю интересную викторину, зарабатывайте, ко¬манды, очки. Кто быстрее ответит - получает жетон (поймает рыбку).                                        
Мост через реку Обь         
                                                                           
 1.Встречается во всех крупных реках Сибири. В Оби, как и другие речные сиговые, совершает протяжённые миграции. (муксун)                          
2.В Обском бассейне обитает крупнейший в мире стадо этой рыбы. Второе название этой рыбы «щокур».((чир)     3.Речная рыба, кормится и размножается в сорах поймы Оби, зимует в верховьях незаморных таёжных речек. (елец)                  
 4.Самый крупный представитель карповых в Обском бассейне. (язь)                                      
  5.Небольшая рыбёшка наших водоёмов.(гольян)   (Слайд №17) 
    
 Бассейн реки Обь стоит на первом месте в России по количеству вылавливаемой рыбы. При этом ежегодно наблюдается уменьшение рыбного улова. В первую очередь это касается ценных пород рыбы.                                               Статистические данные показывают, что по сравнению с 80-ми годами вылов осетра в реке Обь снизился в 10 раз, в 6 раз меньше стали вылавливать пеляди, в 3 раза ряпушки. Это связано с промышленным освоением сибирских земель, в результате которого происходит уничтожение рыбьих нерестилищ. Обь в нижнем течении богата рыбой сиговых пород. Ежегодно в реке Обь вылавливают 10-11 тонн сига, тугуна, омуля, муксуна, пеляди, нельмы.
 Это почти 50% всего российского улова рыб породы сиговых и 1/3 часть мирового.                                                                 В целом в реке Обь и в Обской губе насчитывают около 50 различных видов рыб, 50% которых вылавливается в промышленных целях. Кроме сиговых пород здесь обитают такие виды рыб, как судак, язь, плотва, карась, окунь, щука, налим.                                                                                                            
 Водный режим бассейнов Оби и Иртыша реагирует на отбор воды. По мнению специалистов в 2010-2030 годах произойдет резкое увеличение использования водных ресурсов реки Обь жителями Китая и Казахстана, что приведет к негативным последствиям. Реки Обь и Иртыш являются не только одними из самых красивых и великих рек России и мира. Они выполняют функции водной магистрали, на берегах которой сосредоточено население трех стран Китая, Казахстана и России. Их численность превышает 30 млн. человек. Ни для кого не секрет, что часть областей Китая и Казахстана находятся в засушливых регионах. Обская вода для них очень важна. При этом увеличение забора воды, может оказать негативное влияние на субъекты расположенные в России. 
 
9.Пристань «ФДДТ» (Слайд №18 )                                                                                                                                                   
        
Все дружно доплывём на своих катамаранах до конечной пристани «ФДДТ». Хорошо плыть по неизведанным мирам, но лучше всего возвращаться домой, где тепло и уютно, чтобы совершать новые путешествия в мире фантазии и творчества. 
 
Итог занятия.
 
Выставка работ, обсуждение. Спуск катамарана на воду. (Слайд №19 )                                                                                                                                                   
Отгадывание кругограммы (Слайд №20) 
Заключительное слово  (Слайд № 21)
Сколько, оказывается, есть прекрасных уголков в нашем районе! В лучших работах вам удалось передать свои чувства. Как видите, вам посильна задача передачи эмоций,  композиционного построения своей работы. 
-Какие «семь чудес Сургутского района» вы знаете? (дети перечисляют)                                                                                Наше путешествие позволило нам больше узнать о таких чудесах Сургутского района, как река Обь. Так как на этом чудеса не заканчиваются, мы с вами продолжим наши путешествия на следующих занятиях.
 
 
Домашнее задание. 
Домашнее задание задаёт вам старый хантыйский шаман Аган (что в переводе с хантыйского означает «река»). Он просит вас, ребята, помочь духам расширить знания людей об  остальных чудесах Сургутского района. Подготовить сообщение о ….
           Итак, друзья, необъят¬ную реку Обь  мы избороздили сегодня на своих парусниках вдоль и поперек! И везде нам сопут¬ствовала удача. Вот что значит плыть под флагом Улыбки..  Желаю вам дальнейшего удачного плавания в реке житейской! А это возможно лишь в том случае, если и в это плавание вы пуститесь под флагом Улыбки!
Фотография шамана
 
 
 
Используемая литература:                                                                                                                              
 «Югорское детство» №1,2001г.(первый Сургутский журнал  для родителей),Энциклопедия ХМАО «Югория».2000 г., «Мир парусов. Плавающие модели.» Д. В. Васильев, 1998г., «Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера.»,2001 г.
 

У вас нет прав для создания комментариев.