header

Понедельник, Сентябрь 25, 2017
 
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

``Рождественская  средняя общеобразовательная школа``

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

 

 

Разработка урока по географии.

 

 

Тема урока:

 

Природные уникумы Урала.

Экологические проблемы.

 

 Автор разработки: Фатыхова Рафида Фоатовна   

Должность: учитель географии

        

 

 

 

 

2013 год

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята .Я надеюсь, что урок пройдет  интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: география-интересный и очень нужный предмет.

Я раздаю вам технологические карты, в которых вы в течении урока наберете баллы.

2. Актуализация знаний.

Вопрос: С какой территорией России ассоциируются эти словосочетания: Малахитовая шкатулка, граница между Европой и Азией, крупнейший минералогический музей, Ермак Тимофеевич, «Каменный пояс земли русской» ……. Урал

Мы продолжаем знакомится с природой Урала.

Разминка. Перед вами понятия и географические объекты Урала: «Каменный пояс», Северный Урал, Печора, Приполярный Урал, Южный Урал, Народная,  курумы, Чусовая, Полярный Урал, останцы,  Средний Урал, Кунгурская  пещера, Ильменский, поделочные камни.

Вопросы. Найдите правильный ответ.

1.      Старое название Урала: Каменный пояс.

2.      Самая высокая и труднодоступная частьУрала:Приполярный;

3.      Самая высокая вершина Урала: Народная;

4.      Самая северная часть Урала: Полярный;

5.      Самая низкая и освоенная человеком частьУрала: Средний;

6.      Самая живописная часть Урала с округлыми вершинами  и пологими склонами гор: Южный;

7.      В этой части Урала находится крупный таёжный биосферный заповедник Печоро-Илычский: Северный;

8.      Как  называются на Урале каменные россыпи? Курумы

9.      Какаярека берет начало на северном Урале и впадает в Баренцево море? Печора

10.  Малахит, яшма, орлец – это(поделочные камни);

11.  На северном Урале встречаются странные изваяния из твердых пород в форме колонн и столбцов. Местные жители их называют болванами, что это? Останцы;

Вопрос – Какие объекты остались? (Чусовая, Кунгурская пещера, Ильменский)

А объединяет их то, что это интересные, уникальные объекты природы
Прослушайте  отрывок песни (группа Земляне «Прости, Земля»)

Смотрите, вот опять в небесах

Плывет черный дым над тайгой.

День и ночь под рев машин

Мы леса свои крушим

Словно мы на планете чужой.

Смотрите гибнут звери в лесу,

Уходит вода из ручья.

Мать- Земля,  за часом час

На руках качая нас,

Разве знать ты могла,

Где беда твоя?

Вопрос – О чем эта песня?-О том, что нашу землю настигла экологическая беда, эта беда настигла и Урал.

Слайд – формулируется тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.»

Постановка целей.

Формирование представлений  об уникальности Урала, экологических проблемах и возможных путях их решения.

Проблемный вопрос.

Ребята,  а в чем заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются?

На этот вопрос Вам необходимо будет ответить в конце урока.

3.Изучение нового материала в виде выступлений учащихся:

1 ученик – Ильменский заповедник (сообщение сопровождается слайдами)

2 ученик – Кунгурская ледяная пещера ((сообщение сопровождается слайдами)

3 ученик – Река Чусовая (сообщение сопровождается слайдами)

Учащиеся слушая выступления делают записи в технологической карте.

Вывод. На Урале сконцентрировано большое количество уникальных, неповторимых, единственных в мире, поражающих своей красотой объекты природы.

Учитель. Говорить о красоте, богатстве и уникальности Урала можно бесконечно. То, с чем вы познакомились сегодня далеко не все уникальные места, находящиеся на территории Урала. К ним можно отнести Чертово городище, Каменные палатки, местечко Мурзинка, озеро Тургоян и многое другое. (все показано на слайдах). Богатство Урала начали использоваться очень давно. Еще в 15 веке здесь были основаны солеварни. Начиная с 18 века начали добывать ценные поделочные камни , из которых местные мастера творили чудеса.(показ минералов)

      Жизнь, работа мастеров, природа Урала описывает в своих произведениях П.П.Бажов, который родился в 1879г в небольшом селении недалеко от Екатеринбурга. Он вырос в семье медеплавильного завода. Работая простым учителем в школе Бажов много писал. Всем известны его сказки: «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др. (показ книг П.П.Бажова ).

Современный облик Урала формируют в основном антропогенные ландшафты. Уходят в прошлое дремучая Уральская тайга, красочно описанная Д.И. Маминым-Сибиряком. И это все благодаря интенсивному развитию промышленности и его высокой концентрации в данном регионе.

Вопрос – Как вы думаете,  почему на  Урале высокая концентрация промышленных предприятий?(Данная территория богата полезными ископаемыми и сюда были эвакуированы во время ВОВ предприятия из Европейской части России.)

О том как происходит изменение природы Урала  хозяйственной деятельностью человека расскажет ученица 9 класса (выступление сопровождается слайдами)

Теперь мы знаем об основных экологических проблемах Урала и  их последствии, о путях решения сложившихся проблем.

На земле, в нашей стране много взывающих о помощи островков земли. Один из этих островков это село, район в котором мы живем. Эти проблемы мы видим каждый день. Скажите, какие проблемы есть в нашей местности?

Ответы учащихся.

Как можно решить эти проблемы?

На земле всегда находятся люди с активной жизненной позицией. Может поэтому, Земля еще жива.

4. Д/З: пар.34

Я предлагаю Вам составить телеграмму министру природных ресурсов  и экологии России Юрию Трутневу, председателю Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктору Орлову, в защиту Урала.

5.Рефлексия

Ответим на  поставленный в начале урока вопрос

Были ли достигнуты поставленные цели?

Найдите соответствие между названием природного объекта и его особенностями (слайд 38)

Идет подсчет баллов

6.Оценивание

Список использованных учебников:

•       nttp:// images.yandex.ru

•       nttp://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

Комментарии   

Рафида
0 #1 Рафида 04.04.2014 05:29
не можем получить сертификат.
тема не высвечивается. и не выходит ссылка

У вас нет прав для создания комментариев.