header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Державинская основная общеобразовательная школа

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

    

    Рассмотрена  на                                                                              Согласована                                                                                            Утверждена

 заседании ШМО  ЕМЦ                                                                   зам дир по УР МБОУ                                                                       директор школы  

  ___________Р.Ш.Галеева                                                             Державинская ООШ                                                                      ___________А.П.Тарасов

  протокол № 1 от                                                                   __________И.Н.Миннибаева                                                                 приказ № 53-01 от

 «29» августа 2013 г                                                                «29» августа 2013 г                                                                                  «31» августа 2013 г.                                                                                   

                                                                                     

Рабочая программа

Галеевой Резеды Шакировны

учителя первой квалификационной категории

по биологии

8 класс

2013-2014 учебный год.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии   с федеральным компонентом государственного Стандарта основного общего образования на основе:

  •  Примерной программы по учебным предметам. Биология.6-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
  • За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Глобус, 2008, 2009г.
  •  учебного плана МБОУ Державинской ООШ на 2013-2014 учебный год (21.08.2013 г, протокол №1)
  • с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г)

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно  учебному плану Державинской оош на 2012-13 учебный год рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

                Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

 

Учебно-тематическое планирование

Темы

Кол час

Лаб р

Пр.р

Зачеты

Введение

1

     

Происхождение человека

2

     

Строение и функции организма

60

     

Общий обзор организма

1

1

   

Ткани

3

1

 

1

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

1

2

   

Опорно-двигательная система

8

4

 

1

Внутренняя среда организма

3

1

   

Кровеносная и лимфатическая с-ма

7

 

3

1

Дыхательная с-ма

5

1

 

1

Пищеварительная с-ма

6

1

 

1

Обмен веществ и энергии

4

1

   

Покровные органы. Теплорегуляция.

3

     

Выделение

2

   

1

Нервная с-ма человека

5

1

   

Анализаторы

5

1

 

1

ВНД. Поведение. Психика.

5

2

   

Эндокринная с-ма

2

   

1

Индивидуальное развитие организма

6

 

1

 

Обобщение

1

     

Итого

70

16

4

8

Содержание программы

Человек и его здоровье

8 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

                Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (2 часа)

                Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических   и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

                Демонстрация модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (60часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

                Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

•  Лабораторная работа

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

                Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического по­коя и возбуждения.

   Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

•  Лабораторная работа

                Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиаль­ной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов

и систем организма (1 час)

                Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

•  Лабораторные работы

                Самонаблюдение мигательного рефлекса и усло­вия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (8 часов)

                Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

                Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

                Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания  первой помощи  себе  и окружающим при травмах  опорно-двигательной системы. Предупреждение  травматизма.

                Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

•  Лабораторные работы

Измерение  массы и роста своего организма

Изучение внешнего вида отдельных костей

Микроскопическое строение кости.

Утомление при статической и динамической ра­боте.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдение  работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

                Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение.

                Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

•   Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы

организма (6  часов)

   Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.  Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений.

•  Практические работы

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяж­ках, затрудняющих кровообращение. Определе­ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функци­ональная проба: реакция сердечно-сосудистой сис­темы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.

Дыхательная система (5 часов)

                Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

                Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь при отравлении  угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняю­щей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких де­тей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

• Лабораторные работы

Определение частоты дыхания

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задерж­кой дыхания, на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

   Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

                Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

•    Лабораторная работа

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюн­ных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (4 часа)

   Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи. типа кожи с помощью бумажной салфетки; опреде­ление совместимости шампуня с особенностями местной воды.

•  Лабораторные работы

Определение норм  рационального питания

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

                Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

   Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение ко­жи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыль­ной и ладонной поверхности кисти; определение  типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (2 часа)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение.   Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

                Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

•  Лабораторные работы

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяю­щий изменение тонуса симпатической и парасим­патической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.

Анализаторы (6 часов)

                Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.

                Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, вы­являющих функции радужной оболочки, хруста­лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

•  Лабораторная работа

Изучение изменения размера зрачка.

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с би­нокулярным зрением.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение.

Психика (5 часов)

                Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте.

                Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения: условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип.

                Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и жи­вотных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внут­ренняя речь. Роль речи в развитии высших психи­ческих функций. Осознанные действия и инту­иция.

                Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, мышле­ние.

                Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмо­ции: эмоциональные реакции, эмоциональные со­стояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, во­ли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Демонстрация безусловных и условных рефлек­сов человека по методу речевого подкрепления;

двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внима­ние, логическую и механическую память, консер­ватизм мышления и пр.

•  Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как при­мер разрушения старого и выработки нового дина­мического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном вни­мании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции

(эндокринная система) (2 часа)

                Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крыш­кой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочеч­никами.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма

(6 часов +1 ч на обобщение)

                Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Мен­струации и поллюции.Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, ал­коголя, наркотиков) на развитие и здоровье чело­века.

                Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

                Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

                Индивид и личность.Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Стадии вхождения лич­ности в группу. Интересы, склонности, способнос­ти. Выбор жизненного пути.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

•  Практическая работа

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Демонстрация тестов, определяющих типы тем­пераментов.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии ученик должен

  Знать/ понимать

*признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

*сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

*особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь

  •  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;  при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Рабочая  программа ориентирована  на  использование  учебника:

            Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2006. - 336с;

            а также методических пособий:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

2)  Программы  для общеобразовательных  учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством  В.В.Пасечника. 5-11 классы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы уроков

Кол час

Типы уроков

Хар-ка деят-ти уч-ся или виды уч. деят-ти

Виды контроля, измерители

Планир. рез-ты освоения рез-ов

Дата проведения

По плану

Факт

1

Введение (1 ч)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

УИиПЗНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос к П.1

Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль  биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2.09

 

2

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (2 ч)

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе

1

УИиПЗНЗ

Фронтальная

 

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

3.09

 

3

Доказательства животного происхождения человека.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

 

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряд приматы и делать вывод на основе сравнения.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

9.09

 

4

РАЗДЕЛ 2.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58ч)

ТЕМА 2.1.

Общий обзор организма (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и система органов.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 2,3.к п.6

Л.р. «Распознавание на таблицах органов и систем органов Человека»

Давать определение понятиям: ткань,орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

10.09

 

5

Тема 2.2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА.

ТКАНИ (3 ч).

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.

1

УИПЗНЗ

Фронтальная, групповая

Вопрос № 5 к П.7.

Давать определение понятию фермент.

Называть:

-органоиды клетки;

-процессы жизнедеятельности клетки;

-роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

16.09

 

6

Ткани животных и человека.

1

УИПЗНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Л.р. «Изучение микроскопического строения тканей» и вывод к ней.

Давать определение понятию ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

17.09

 

7

Зачет «Общий обзор организма человека. Клеточное строение оранизма. Ткани».

1

УКИОЗ

Индивидуальная.

Контрольная работа.

 

23.09

 

8

2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. (1 ч)

Нервная регуляция.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 1-3 перед П.9.

Вопрос 1 после П.9

Давать определение понятиям рефлекс, рецептор,рефлекторная дуга.

Называть:

-отделы нерв с-мы;

-принцип работы нерв с-мы.

Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нерв с-мы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

24.09

 

9

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 ч).

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

УИИЗНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-3 после параграфов 10 и 12.

Вопросы 1,2 перед П.12

Называть:

-особенности строения скелета человека;

-функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей;

- между строением и функциями скелета.

30.09

 

10

Скелет головы и скелет туловища.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,4 после П. 11

Вопросы 3,4 перед П.11

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

1.10

 

11

Скелет конечностей.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Л.р. «Изучение внешнего вида отдельных костей». Вопросы 1,2 перед П.12

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

7.10

 

12

Мышцы человека. Работа мышц.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 1 перед П.13.

Вопросы 1-3 после П.13.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

8.10

 

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная,

групповая

Вопрос 1 перед П.15.

Вопросы 1-3 после П.15.

Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики нарушения осанки;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

14.10

 

14

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Вопросы  1, 2 перед П.16.

Вопросы 1-4 после П.16.

Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики травматизма;

-оказания первой помощи при травмах.

21.10

 

15

Развитие опорно – двигательной системы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Задание со свободным ответом.

Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний опорно – двиг с-мы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

22.10

 

16

Зачет «Опорно-двиг с-ма»

1

УКИОЗ

Индивидуальная

К.р

 

28.10

 

17

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

1

УИИЗНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.17.

Вопросы 2,3,5,6 после П.17.

Л.р. «Изучение микроскопического строения крови»

Называть признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма;

-составляющие крови (форменные элементы);

-составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать крови человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

29.10

 

18

Иммунитет.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 2 перед П.18.

Вопросы 1,2,5,6 после П.18.

Вопрос 2,3 перед П.19.

Вопросы  после П.19

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление 1-я нед

ноября иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

11.11

 

19.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 4,5 перед П.19.

Вопросы 4,5,6 после П.19.

Называть особенности организма человека, его строение и жизнедеятельности : свою группу крови, резус – фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использование донорской крови.

12.11

 

20

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая система организма (6 ч).

Органы кровеносной и лимфатической систем.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-3 перед П.20

Вопросы после П.20.

Вопрос ы 3 перед и после П.21

Давать определение понятиям: аорта ,артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

-особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;

-признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной системы;

-систему лимфообращения;

-органы лимфатической системы.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ и лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

18.11

 

21

Крови кровообращения.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы1, 2 перед П.21.

Вопросы 1,2  после П.21

Давать определение понятиям: аорта ,артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной с-мы.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ;

-сущность большого и малого кругов кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

19.11

 

22

Строение и работа сердца.

2

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 2-5 перед П.22.

Вопросы 1-5  после П.22

Называть:

-особенности строения организма человека – органы кровеносной системы;

-признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной с-мы.

Характеризовать

Сущность автоматизма сердечной мышцы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

25.11

 

23

Движение крови по сосудам.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Пр.р.№1. «Измерение кровяного давления».

П.р.№2. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Характеризовать

сущность биологических процессов:

движение крови по сосудам;

-регуляция жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

26.11

 

24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Пр.р.№3. «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений».

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную  работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

-профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-оказание первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

2.12

 

25

Зачет по темам «Кровь. Кровообращение»

1

УКИОЗ

Индивидуальная

   

3.12

 

26

Тема 2.7.

Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

УИНЗ

УПЗПЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.26.

Вопрос 5 после П.25. Вопросы 1-3 после П.27

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями дыхания.

9.12

 

27

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Л.р. «Определение частоты дыхания»

Характеризовать:

-сущность биологического процесса дыхания;

-транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями дыхания;

-между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

10.12

 

28

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 5 перед П.26.

Вопросы 6-8 после П.26.

Вопрос 6 перед П.28

Вопросы 7,8,10,11 после П.28

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье.

16.12

 

29

Первая помощь при поражениях органов дыхания.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос  4 перед П.29.

Вопросы 1-6 после П.29

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

17.12

 

30

Зачет по теме «Дыхание»

1

УКИОЗ

Индивидуальная

   

23.12

 

31

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты, питательные вещества, их роль в обмене веществ.

1

КУ

Фронтальная

Вопрос 1 перед П.30.

Вопросы 1-3 после П.30.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

24.12

 

32

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 3,4 перед П.30.

Вопрос 3 после П.30.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной с-мы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

13.01

 

33

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Л.р. «Действие ферментов слюны на крахмал» и выводы к ней.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса питания и регуляции жизнедеятельности организма.

-роль ферментов в пищеварении.

14.01

 

34

Пищеварение в же лудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Л.р. «Изучение действия желудочного сока на белки» и выводы к ней.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса питания питания и регуляции жизнедеятельности организма;

- роль ферментов в пищеварении.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

20.01

 

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.33.

Давать определение понятию фермент.

Характеризовать:

-сущность биологического процесса питания питания ;

- роль ферментов в пищеварении.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

21.01

 

36

Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Пр. р. № 4 «Измерение массы и роста своего организма».

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

-профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

-оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

27.01

 

37

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 ч).

Обмен ве-в и энергии – основное свойство живых существ.

1

УИНЗ,

УПИНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,2,4.перед П.36

Вопросы 1,2 после П.36.

Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен.

Характеризовать:

-сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

-обмен ве-в как основу жизнедеятельности организма человека.

28.01

 

38

Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 3,4.перед П.36

Вопросы 3-9 после П.36.

Вопросы 2, 4 – 6 после П.38.

Пр.р. № 5 « Определение норм рационального питания».

Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен.

Характеризовать:

-сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

-обмен ве-в как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена ве-в;

-рациональной организации труда и отдыха.

3.02

 

39

Витамины.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 1 перед П.37.

Вопросы 1-7 после П. 37.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний. А также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

4.02

 

40

Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

1

УКИОЗ

Индивидуальная.

   

10.02

 

41

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция      (3 ч).

Наружные покровы человека. Строение и функции кожи.

1

УИНЗ

УПИНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.39.

Вопрос 1 после П.39.

Называть особенности строения кожи человека.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

11.02

 

42

Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 54 перед П.39; 3,4 после П.39.

Вопросы 4,5 перед П.40; 8 после П.40.

Вопросы 1-4 перед  П.41

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнед – ти организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

17.02

 

43

Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 4 перед П.40, задание после П.40.

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

-оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

18.02

 

44

Тема 2.11. Выделение (2 ч).

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-5 перед П.42.

Вопросы 1-4 после П.42, задание после П.42.

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной с-мы; другие с-мы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний выд-ой с-мы;

-профилактики вредных привычек.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыд-ой с-мы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

24.02

 

45

Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

1

УКИОЗ

Фронтальная, индивидуальная

   

25.02

 

46

Тема 2.12

Нервная система человека (5 ч).

Значение и строение нервной системы.

1

УИНЗ

УПИНЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 2 после П.43.

Вопрос 1 перед П.44.

Давать определение понятию рефлекс.

Называть:

-особенности строения нервной системы;

-принцип деятельности нервной системы;

-функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нерв с-мы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

3.02

 

47-48

Строение и функции спинного мозга.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 2-5 перед  П.44.

Вопросы 3-5 после П.44.

Задание 1 после П.44.

Называть:

-особенности строения спинного мозга;

-функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

4.03

 

49

Отделы головного мозга, их значение.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-5 после П.45.

Вопрос 5 после П.46.

Задание 1 после П.45.

Л.р. «Изучение строения головного мозга человека».

Называть:

-особенности строения головного мозга;

-функции отделов головного мозга;

-отделы головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

10.03

 

50

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос  после П.47.

Называть:

-отделы нервной с-мы, их функции;

-подотделы вегетативной нервной с-мы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной н. с-мы.

Характеризовать:

-сущность регуляции жизнедеятельности организма;

-роль нервной с-мы в организме.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы

11.03

 

51

Тема 2.13. Анализаторы (6ч).

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопрос 1 перед П.48.

Вопросы 1-3 после П.48.

Вопрос 3 перед П.52.

Вопрос 6 после П.52.

Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

-органы чувств человека;

-анализаторы;

-особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

17.03

 

52

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы  2-4 перед П.49.

Вопросы 1-5 после П.49.

Л.р. «Изучение изменения размера зрачка».

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

18.03

 

53

Заболевания и повреждения глаз

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-5 перед П.50.

Вопросы 1-3 после П.50.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

-воздействие факторов риска для здоровья;

-влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

-профилактики вредных привычек.

1.04

 

54-

55

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-5 перед П.51.

Вопрос 2 после П.51.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

-воздействие факторов риска для здоровья;

-влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;

-профилактики вредных привычек.

7.04

 

56

Зачет «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы».

1

УКИОЗ

Индивидуальная.

   

8.04

 

57

Тема 2.14.

ВНД. Поведение. Психика (5 ч).

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.53.

Вопросы 1, 2 после П.53.

Давать определение понятиям: безусловные, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

-особенности работы головного мозга;

-биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

-сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

14.04

 

58

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,2 после П.54.

Давать определение понятиям: безусловные, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

-особенности работы головного мозга;

-биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

-сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

15.04

 

59

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 после П.55.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

21.04

 

60

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 2,4 перед П.56.

Вопросы 1-4 после П.56.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

-организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

22.04

 

61

Воля и эмоции. Внимание.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,3-5 перед П.57.

Вопросы 1,2,4,7,8 после П.57.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

-организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

28.04

 

62

Тема 2.15. Эндокринная система (2 ч).

Железы внешней и внутренней и смешанной секреции.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,3,4 перед П.58.

Вопросы 1,2,3,5 после П.58

Называть:

-особенности строения и работы желез эндокринной системы;

-железы внутренней секреции;

-железы внешней секреции.

Различать железы внутренней и внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

29.04

 

63

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-4 перед П.59.

Вопросы 1-11 после П.59.

Давать определение понятию гормоны.

Называть заболевания, связанные гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

 Анализировать и оценивать

воздействие факторов риска на здоровье.

5.05

 

64

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (6 ч + 1 ч на обобщение).

Половая система человека.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

 

Давать определение понятию размножение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

-жен. и  муж половые с-мы;

-органы жен и муж половой с-м.

6.05

 

65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1-3 перед П.62.

Вопросы 1-5 после П.62.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

12.05

 

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

КУ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,2 перед П.62.

Вопросы 1-5 после П.62

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

13.05

 

67

Личность и его особенности.

1

Комплекс

ное  использо

вание ЗУН

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы 1,2 перед П.63.

Вопросы 3-5 после П.63.

Вопросы 1,2 после П. 64.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для:

-рациональной организации труда и отдыха;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде.

19.05

 

68

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

1

 

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы со свободным ответом.

Выполнение пр.р. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружаю

щей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомании).

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

Необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

20.05

 

69

Зачет по темам «Эндокринная с-ма.

Индивидуальное развитие организма».

1

УКИОЗ

Индивидуальная.

   

26.05

 

70

Строение процессов жизнедеятель-ности организма человека.

1

УОИСЗ

Фронтальная, индивидуальная

Вопросы со свободным ответом.

Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.

27.05

 

Примечание: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У вас нет прав для создания комментариев.