header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Кинель                           Самарской области

 

Казакова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии

 

Интегрированный урок в  5 классе в рамках ФГОС второго поколения

«Минеральные удобрения и их роль в жизни растений»

 

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход из этой ситуации видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённое единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. 13 декабря 2013 года учителя кафедры химии, биологии и географии школы провели интегрированный урок в 5 классе в рамках ФГОС второго поколения «Минеральные удобрения и их роль в жизни растений»

При совместном планировании структуры  урока  учителя пытались добиться предельной четкости, компактности, сжатости учебного материала,  логической взаимообусловленности, взаимосвязанности материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, его большой информативной ёмкости.

При этом было учтено следующее:

1.  В интегрированном уроке требуется объединить блоки знаний трех
различных предметов (биологии, географии и химии), поэтому было необходимо правильно определить главную цель интегрированного урока.

2.   При планировании требовалось тщательно определить оптимальную  нагрузку различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.  При проведении урока учителям-предметникам потребовалась тщательная координация действий.

На проведение занятия было отведено 2 часа учебного времени. 

На первом этапе   «Самоопределение в деятельности» было организовано  стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Была определена проблема:  «Для получения хорошего урожая всем растениям нужны питательные вещества, которые они ежегодно извлекают из почвы. Количество этих веществ постоянно уменьшается. Как вернуть в почву необходимые растениям вещества?»  Результатом этого этапа явилось самоопределение школьников, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» было организовано  освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имел содержательные блоки, каждый из которых включал определенный объем учебной информации. Каждый блок представлял цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.  Для этого ребята должны были найти в предложенном им учебном материале ответ на вопросы: «Как и когда появились культурные растения? Какие вещества необходимы растениям для роста и развития? Как человек восполняет их недостаток в почве?» На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирали способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизовывались для выполнения ситуативного задания. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания. Учащимся было предложено стать на уроке учеными-исследователями и найти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся класса разделились на 5 команд, каждая из которых исследовала одно из культурных растений. Каждая команда подразделялась на  группы по 2 человека. Группа биологов изучала материалы, раскрывающие биологические особенности,  историю окультуривания  и полезные свойства растений. Группа химиков-аналитиков проводила химический анализ сока растений на содержание основных питательных элементов - азота, фосфора и калия согласно предложенной инструктивной карте. Группа географов искала на географической карте предприятия, где производятся различные виды минеральных удобрений и прокладывала маршрут их доставки в Самарскую область. Каждый учитель-предметник создал маршрутную карту для работы курируемой им группы, выступая в роли консультанта, тьютора.
    По окончании этого этапа урока ребята обсуждали в своей группе полученные результаты. Итогом работы группы было составление информационного листка, где кратко излагались результаты работы всей группы. Каждая группа выступила перед классом с отчетом о проведенных исследованиях.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносился полученный результат с поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы, где каждому предлагалось ответить на ряд вопросов:

1. Какие цели мы поставили?

2. Удалось ли нам достигнуть целей?

3. Всё ли было выполнено или были недочеты?

4. Ты все сделал сам или с чьей-то помощью?

5. Чему ты научился при выполнении заданий?

6. Как ты оцениваешь свою работу?

Целью этого этапа – продолжить формирование умения анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Следует отметить, что проведение интегрированного урока в логике системно-деятельностного подхода позволило учителям продолжить формирование предметных, метапредметных и личностных способов действия комплексно.

 



 

 

 

У вас нет прав для создания комментариев.