header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

«  Метод проектов на уроках английского языка»

 В своей педагогической деятельности с первых же шагов я столкнулась с серьёзной проблемой, как предоставить ученику возможность использовать приобретённые знания в реальных речевых ситуациях, находясь вне языкового окружения. Как оказалось, для этого недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Поиски решения привели меня к выводу, что использование метода проектов позволяет решить эту основную проблему, стоящую перед современным педагогом, как научить ребёнка не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а применять их на практике. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить полученные знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

       Эта проблема чрезвычайно актуальна в преподавании иностранного языка, поскольку целью обучения является не система языка сама по себе, а формирование коммуникативной компетенции, иноязычная речевая деятельность, т. е. практическое применение полученных знаний.

Именно это определило выбор темы данной работы.

Цель работы:

  • Обобщить и представить опыт использования метода         проектов при обучении иностранному языку;
  • Развитие навыков исследования;
  • Развитие умений прогнозирования ситуации;
  • Развитие навыков публичных выступлений;
  • Развитие коммуникабельности.
  • Усиление мотивации к изучении к английского языка.

Задачи метода:

 1. Раскрыть сущность метода проектов.

2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.

3. Познакомить с опытом применения данного метода на практике.

4. Проанализировать результаты работы.

5. Охарактеризовать основные трудности и пути их преодоления.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Суммируем основные требования к использованию метода проектов: 

     1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах , организация путешествий в разные страны; просмотр видео на английском языке; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

     2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 

     3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

     4. Структурирование содержательной части проекта;

     5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы.

 

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

 

Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения  английскому языку, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании английского языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

 В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

 Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.

 

 

Изучающие английский язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров.  Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая  "мозговые атаки".  Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции. 

Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.

Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.

Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Изучающие английский язык каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров.

 Стимул досконально понять все, что пишут им люди из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для учащихся. Все свои письма на английском языке они готовят в своих малых группах на уроках, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций.  Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.

 При обсуждении на уроках  по любому проекту ,учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.

Таким образом, учителю требуется:

  • Уметь создавать мотивацию
  • Создать образовательную среду;
  • Использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
  • Давать необходимую ситуацию для осмысления проблемы исследования;
  • Организовать работы как в микрогруппах, так и индивидуально;
  • Организовать обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов;
  • Консультировать по методу убывающих подсказок;
  • Использовать критериев объективной оценки

 

 

 

В своей работе я опиралась на научные исследования в области новых образовательных технологий Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», «Метод проектов на уроках иностранного языка», «Интернет на уроках иностранного языка», «Интернет во внеклассной работе по иностранному языку», «Обучение в сотрудничестве» и другие.

 

У вас нет прав для создания комментариев.