header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Паспорт программы

Наименование программы:Программа духовно-нравственного воспи-тания учащихся МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района»  «Мы - Россияне» на 2011 – 2013 гг.

Основание для разработки:

Основная цель:формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

Задачи программы:

üВоспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к  истории Российского государства.

üФормирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

üРаскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.

üФизическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

üКоординация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

Сроки реализации: 2011 – 2013 годы

Ожидаемые результаты:                

·       снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;

·       сохранение патриотического и культурного наследия;

·       возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

I.                  Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

школьников

Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной среде.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека.  Гражданин – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.  Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Создание этой программы является итогом деятельности патриотической работы  с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Название программы «Мы - Россияне»: во-первых, сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности.

II.  Общие положения

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления организации нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей.

Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;   повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.

Планируемые мероприятия: организация работы Родительских университетов; проведение мероприятий в рамках Всемирного Дня семьи; опекунов, попечителей; проведение  конкурса "Папа, мама и я - спортивная семья".

Отношение к труду рассматривается в Программе как один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у учащихся, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к достижению профессионализма.

III. Цели и задачи Программы

Цель программы: духовное развитие личности школьника и привитие ему принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

üВоспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к  истории Российского государства.

üФормирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

üРаскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.

üФизическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

üКоординация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

IV. Ценностные установки духовно-нравственного

воспитания и развития

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной среды, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

·        создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

·        формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

·        формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа духовно-нравственного воспитания «Мы – Россияне» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

·        патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

·        социальная солидарность- свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

·        гражданственность– долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

·        семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·        труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

·        наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·        традиционные религии– представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·        искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

·        природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·        человечество- мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

V.Функциональное обеспечение программы

Директор

Функции:Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися,  педагогами и родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе

Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для  проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.

Классный руководитель

Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе  с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.

Преподаватель–предметник

Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.

Педагог дополнительного образования

Функции:Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.

Библиотекарь

Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.

VI. Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип  учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества.

4. Личностно-ориентированный подход.

5. Возрастной подход.

VII. Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (2010/2011 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический (2011/2012 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление педагогической деятельности по построению воспитательной системы

III этап – обобщающий (2012/2013 гг.)

Обработка  данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

VIII. Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я - есть  Я!

1)Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание  самодисциплины и культуры поведения, ответственности, исполнительности.

4) Формирование потребности  самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и мое Оте-чество

1) Воспитание понимания Отечества, связи с предыдущими поколениями.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, уважения к национальным традициям.

Я и мое здоро-вье

1) Создание условий для сохранения физического, духовного и нравственного здоровья.

2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и националь-ная культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, формирование эстетических вкусов.

Я и моя семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.

2) Формирование уважения к членам семьи, любящего своих родителей

Я и моя школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и вселенная

1)Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде.

 

IX. Взаимодействие школы и семьи

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

·       создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

·       позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

·       преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

·       способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

·       создавать условия для духовного общения детей и родителей;

·       создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работышколы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих  принципах:

·       совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

·       сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

·       педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

·       поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

·       содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

·       опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

·        изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

·        сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

·        создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

·        удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы

·        разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

·        организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

·        создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;

·        привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;

·        демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

·        поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

Формы внеклассной работы:

·        родительские собрания, посещение семей учащихся;

·        анкетирование;

·        тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

·        семейные праздники;

·        спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

·        календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;

·        тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

·        походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

·        дни творчества, дни открытых дверей.

XI. В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении, как в образовательной системе:

üсоздание системы работы по духовно-нравственному воспитанию;

üобогащение содержания духовно-нравственному воспитания;

ü  вовлечение в работу духовно-нравственному воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе выпускника:

·       в познавательной сфере:развитие творческих способностей;

·       в историко – краеведческой сфере:осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·       в социальной сфере:способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

·         дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

·         они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;

·         они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;

·         они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.

2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.

3. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур».// «Классный руководитель» - 2005- № 4-с. 69.

4. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе» -  2006 - № 5- с. 27.

У вас нет прав для создания комментариев.