header

Четверг, Сентябрь 21, 2017
 
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе

 

 

 

 

 

 

 

 

«Функциональная грамотность учащихся как инструмент формирования образовательных компетентностей учащихся»

Макарова Елена Геннадьевна, учитель физики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.


 Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

А в Послании 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан- 2050»  Президент отмечает:

«В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве.

Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Применительно к характеристике населения грамотность – один из базовых показателей его социально-культурного развития.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

 

Уровни образованности учащихся

 

Как уже отмечалось политика образования определяет:

Цель — развитие у ребенка способности самостоятельно учиться, размышлять, решать проблемы.

Средства — творческие проекты, интерактивные методы, интеграция, новые предметы, технологии, профильное обучение и т.д.

Результат — уровни образованности учащихся: элементарная и функциональная грамотность, общекультурная, допрофессиональная, методологическая компетентности.

 

Остановимся более подробно на уровнях образования:

 

Элементарная грамотность — способность учащегося решать проблемы учебной деятельности на основе овладения общенаучными умениями и навыками (формирования компонентов учебной деятельности).

 

Функциональная грамотность — способность учащегося решать проблемы учебной деятельности (на основе овладения познавательными умениями); стандартные жизненные проблемы (на основе усвоения правил и алгоритмов); проблемы ориентации в системе ценностей (на основе усвоения знаний о ценностях); проблемы подготовки к профессиональному образованию (на основе усвоения опорных знаний и умений, а также знаний о системе профессионального образования, правилах приема в профессиональные учебные заведения и особенностях обучения в них).

 

Общекультурная компетентность — это способность учащегося решать познавательные проблемы; стандартные жизненные проблемы; проблемы подготовки к профессиональному образованию; аксиологические проблемы на основе самостоятельного определения критериев оценки конкретных ситуаций и критериев выбора источников информации. Общекультурная компетентность проявляется в использовании культурных эталонов как критериев оценки.

 

Допрофессиональная компетентность — способность учащегося решать перечисленные выше проблемы на основе использования критериев, отвечающих особенностям профессиональной деятельности и профессионального образования. Этот уровень образованности проявляется в способности выбора источников учебной информации, необходимой для подготовки к обучению в профессиональном учебном заведении, в ориентации в типичных жизненных проблемах, связанных с определенной профессиональной деятельностью, в понимании профессиональных ценностей, в готовности к обучению в учебном заведении определенного профиля, в способности оценить свои профессиональные возможности.

 

Методологическая компетентность — способность учащегося решать все виды проблем, в том числе мировоззренческие, творческие, исследовательские, на основе эвристических, поисковых методов.

Ключевые и предметные компетенции выпускника средней школы

Итак, два базовых понятия, которые выступают в качестве своего рода  ценностного основания реформирования образовательного процесса, – «ключевые компетенции» и «функциональная грамотность». При этом и ключевые компетенции, и функциональная грамотность рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов, ради достижения которых необходимо изменить содержание школьного образования.

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.

Знаниевая образовательная парадигма устарела. Сегодня в новой парадигме, ориентированной на развитие способностей учащегося, его личностный рост, овладение способами действий, деятельностей и выработку собственных способов, максимальное раскрытие потенциала личности и т.п., обязательно присутствуют такие термины: «способность», «выбор», «ответственность», «самообразование», «самоопределение», «индивидуальность», «понимание», «осмысление», «креативность», «готовность», «мировоззрение», «инновационность» и др., расширяющие тесные рамки знаниевой парадигмы. Понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого «знаю, что».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах.

Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы.

Управленческие (способность к разрешению проблем).

Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).

Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).

Социальные (способность к социальному взаимодействию).

Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).

Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).

Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).

Кроме ключевых компетенций в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета.

Ключевые и предметные компетенции как результаты образования должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени.

У вас нет прав для создания комментариев.